Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Литература, 8 класс, "Создан ли человек для счастья?"

Тема: «Создан ли человек для счастья?»

(по рассказу В.Г. Короленко "Парадокс")

Цели урока:

Образовательная цель – подготовить учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г. Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, сформировать умения осуществлять сопоставительный анализ очерка с кинематографическим материалом, сходным по тематике.

Развивающая цель – создать условия для формирования коммуникативной (речевой) компетенции, самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков общения, формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Воспитательная цель – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма.

1

Формы работы: общеклассная, групповая, индивидуальная

Оборудование: доска, мел, тетради, ручки, компьютер, презентация, проектор, колонки.

Тип урока: урок применения знаний и умений

Методы и приемы:

1.      Проблемный

2.      Объяснительно-иллюстративный

3.      Беседа

4.      Частично-поисковый

Межпредметные связи: история

План урока:

1) организационный момент;   2) просмотр эпизода из фильма; 3) беседа с учениками;   4) рефлексия; 5) подведение итогов.

Формы работы на уроке: общеклассная, индивидуальная.

2

Ход урока

- Счастливая,  счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять  воспоминаний о ней?  Воспоминания  эти освежают, возвышают мою душу и служат для  меня источником лучших наслаждений. Эти слова принадлежат классику русской литературы Л.Н. Толстому.

 - Мы продолжаем разговор о детстве и его влиянии на формирование личности. Ведь эмоции, впечатления, которые мы получаем в детстве, влияют на то, какими мы будем в будущем. Тема занятия звучит так: «Создан ли человек для счастья?» А строиться наш урок будет на основе прочитанного вами очерка Владимира Галактионовича Короленко «Парадокс», героями которого являются дети. 

3

- Перечитайте страницы, посвященные игре детей.

- Каким рисует мир детства Короленко?

(Сказочный, светлый, необыкновенный, счастливый, безоблачный, мир фантастический, такой бывает только в мечтах).

- Напомните, как называется рассказ?

(«Парадокс»)

   - А что означает это слово?

(Мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; явление, не соответствующее обычным, привычным представлениям).

4

- А есть ли что-то парадоксальное в описании детских игр в первой части очерка?

(Нет, ничего необычного в них нет).

- Тогда зачем автору понадобилось многостраничное описание мира детства?

(Чтобы было интересно, познакомить с героями.)

- Как соотносится  описание мира детства с остальным повествованием в очерке?

- А вот почему Короленко использует этот композиционный прием, мы сможем узнать только в конце урока. Это и будет проблемным вопросом нашего урока.

- Начать искать ответы на проблемный вопрос я хочу с фрагмента из фильма «Цирк бабочек», который, казалось бы, не имеет ничего общего с нашим очерком.

ЭПИЗОД 1

- Почему Мендес назвал героя фильма удивительным? Не кажется ли вам, что это парадоксально?

5

- Вы узнали главного героя фильма? Это австралийский писатель и оратор Ник Вуйчич. Вера в Бога, доверие и любовь к людям, невероятная сила духа помогли ему преодолеть все превратности судьбы, получить два высших образования, стать популярным писателем и создать счастливую семью с любимой женщиной.

- А почему мальчишки кидали в героя Вуйчича помидоры?

- А какие глаза были у героя фильма в этом эпизоде? Какие эмоции он у вас вызвал?

(Интерес, жалость, негодование из-за поступка двух мальчишек,)

- Вам не показалось странным, что фильм, снятый в 21 веке, и рассказ, написанный на рубеже 19-20 веков, имеют одинаковую сюжетную основу? О чем это говорит?

(Что истории могут повторяться, что жизнь идет по кругу).

- Назовите имя главного героя очерка Короленко?

(Ян Криштоф  Залуский)

- А что необычного в судьбе Залуского?

(Он феномен, зарабатывает на жизнь, показывая людям различные «действия»).

6

- Какие чувства испытали герои рассказа при знакомстве с феноменом?

(Маленькие и смущенные,  мы остановились против тележки,  под  взглядом странного существа,  смеявшимся нам  навстречу.  Мне казалось,  что  он  сделает над  нами что-то  такое, от  чего нам будет после стыдно всю жизнь,  стыдно в гораздо большей степени,  чем в ту минуту, когда мы  слезали  с  забора  под  насмешливым взглядом Павла...  Может  быть,  он расскажет...  но что же?  Что-нибудь такое,  что я  сделаю в будущем,  и все будут смотреть на меня с таким же содроганием, как несколько минут назад при виде его уродливой наготы...  Глаза мои застилались слезами, и, точно сквозь туман,  мне казалось, что лицо странного человека в тележке меняется, что он смотрит на меня умным,  задумчивым и смягченным взглядом, который становится все  мягче и  все  страннее).

- Как окружающие люди реагируют на Залуского?

(Кроме отца и доктора,  среди других лиц, мне бросилось в глаза красивое и  выразительное  лицо  моей  матери. В ее синих глазах уже мелькало какое-то испуганное сожаление, обращенное к предмету, стоявшему среди толпы, у крыльца... Среди  простой публики взгляд  этот  вызывал тупое  смятение, женщины прятались друг  за  друга,  то  смеясь,  то  как  будто  плача).

- В фильме, эпизод из которого мы с вами смотрели в начале урока, выступал самый сильный человек на планете. Внимание на экран.

ЭПИЗОД 2

-О какой силе шла речь в эпизоде?

(О физической)

 

7

- Как Залуский зарабатывает деньги?

(Показывает публике, что умеет делать все то же самое, что и обычный человек)

- Легко ли феномену даются такие представления? Какие качества он проявляет?

 (Стойкость, силу воли)

- А что важнее в жизни: сила духа или сила тела (физическая сила)?

(Важнее настрой, сила духа, сила воли)

- Зачем феномену вести такой образ жизни?
(Хочет сам зарабатывать себе на жизнь, не хочет быть обузой).

- Залуский действует и живет как обычный человек, но вот люди относятся к нему настороженно. Забывает ли хоть на минуту Залуский о своей ущербности (несостоятельности)?

(Нет, он постоянно говорит о своем пороке, обращает внимание людей на собственные ограниченные возможности).

- Чем  покоряет Залуский публику?

8

- Он еще и писать умеет. Какой афоризм подарил Залуский мальчикам?

(Человек создан для счастья, как птица для полета).

- В чем парадокс изречения феномена?

(«Феномен» обыгрывает придуманный им афоризм: «человек создан для счастья, как птица для полета»; «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Парадокс в том, что этот афоризм вложен в уста безрукого калеки, вынужденного зарабатывать на жизнь своим уродством, за цинизмом скрывать стыд и унижение.)

- А был ли сам феномен счастлив?

(Нет, не был. Он был зол на людей, разговаривал со всеми грубо. Никому не доверял и старался заставить почувствовать собеседника вину за свою ущербность).

- А могут ли быть такие люди, как Залуский, счастливыми? Внимание на экран.

ЭПИЗОД 3

- Очерк В.Г. Короленко оставляет смешанные чувства. Но тем не менее человек рожден быть счастливым. Ощущение счастья зависит от самого человека, его веры в собственные силы и поддержки окружающих. Залуский учил быть счастливыми других, а сам счастливым быть не мог. Может быть, в его жизни просто не встретился человек, который бы заставил его поверить в собственные слова? Внимание на экран.

9

ЭПИЗОД 4

- Почему герой Ника Вуйчича стал счастливым?

- За что благодарит мать мальчика героя Ника Вуйчича?

- Какие эмоции у вас теперь вызывают глаза главного героя?

- Глаза – это зеркало души. Что увидели в глазах Залуского дети в конце рассказа?

(Ночью оба  мы  спали плохо, вскрикивали и плакали без  причины. Впрочем, причина была: в дремоте обоим нам  являлось  лицо  феномена  и  его  глаза,  то  холодные и  циничные,  то подернутые внутренней болью...)

- В начале фильма мы видели как мальчишки кидали в главного героя помидорами, а в конце фильма дети благодарны ему. Поведение детей изменилось. И в очерке Короленко повествование начинается и заканчивается описанием детей. Как в очерке изменилось поведение братьев? Куда делся волшебный мир? Что стало с той привычной счастливой порой детства?

(Они больше не видят волшебства вокруг, смотрят на мир глазами взрослого человека.)

- Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале  урока. Зачем автор помещает в начало очерка описание мира детства детей? Зачем возвращается к описанию этого же мира  в конце очерка?

(Показать контраст, столкновение с реальностью.)

10

- Вы правы. Дети получили свой первый жизненный урок. А чему вы научились сегодня?

(Нужно верить в свои силы, проявлять сострадание и милосердие, заботиться о тех, кто слабее.)

-  «Человек создан для счастья, как птица для полета», - написал в 1894 году Владимир Галактионович Короленко. А вот насколько высоко вы взлетите, зависит только от вас. В память о сегодняшнем уроке мне хочется подарить ученикам и членам жюри птиц счастья как символ ваших будущих побед.

 

11