Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

ОГЭ. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения, часть 15.1

Алгоритм написания сочинения-рассуждения
(часть 15.1)

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

 

Как может быть сформулировано задание С2?

 

В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.


Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

! Данная информация оглашению не подлежит.


Как сформулировано задание 15.1?

Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению. 
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. 
Внимательно прочитайте задание.
1
Итак, озвучим основные требования к сочинению.

НЕОБХОДИМО:

1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;

2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;

2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; 

3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

МОЖНО:

1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;

2. писать работу в научном или публицистическом стиле;

3. начать сочинение с высказывания.

НЕЛЬЗЯ: 

1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;

2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

2

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием


Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

 

Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания


Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

·                     о богатстве, выразительности, точности русской речи;

·                     о средствах выражения мыслей;

·                     о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

·                     о взаимосвязи лексики и грамматики;

·                     о роли синтаксиса в человеческом общении;

·                     о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

3

Шаг 3.  Составляем план сочинения

План
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3. 
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.

4

Пишем сочинение по плану


Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл

 Не забудьте о логическом переходе к аргументам! 

В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.

         К.Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, 

 чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее 

 точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё 

 многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного 

 высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

 

5