Литературная мастерская по повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат"
Победы и поражения Хаджи-Мурата (по одноименной повести Л.Н. Толстого) |
Ход урока 1. Вступление. Здравствуйте, меня зовут Людмила Александровна. Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» Актуализация работы. 2. В нашем мире изменилась шкала ценностей и по этой шкале мы оцениваем окружающих нас людей. Если кто-то не соответствует принятым в обществе стандартам, то их ожидает изоляция, а также постоянные насмешки. Повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» как раз посвящена взаимодействию человека и мира. Главный герой повести Толстого ведет себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынужден жить. Однако Хаджи-Мурат не подвергается полному авторскому осуждению. Литература учит и воспитывает. Толстой не судит своего героя, его бессердечность, объясняя это ущербностью современного мира. 1
|
Эпиграф урока: - Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. Прочтите его, пожалуйста. И с грустью тайной и сердечной Я думал: «Жалкий человек, Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он - зачем? М.Ю. Лермонтов, «Валерик» - Соотнесите эти слова с содержанием повести (к анализу эпиграфу вернёмся в конце урока). - Поделитесь, пожалуйста, своими личными впечатлениями от повести. Дайте оценку не повести, а вашим чувствам, ощущениям в цвете (поднимите карточку соответствующего цвета). Спасибо за ответы. После анализа произведения мы обязательно посмотрим, изменилось ли ваше мнение. 2
|
Работа со словом. - Дайте лексическое толкование слов «победа» и «поражение» (работа в парах или индивидуально). - Приходилось ли вам испытывать радость победы? В чём заключалась ваша победа? В результате борьбы с кем и за что вы её одержали? - Какие ассоциации (смысловые, звуковые, цветовые), воспоминания, ощущения возникают, когда произносятся слова ПОРАЖЕНИЕ, ПОБЕДА? 3. Формулировка темы и целей урока учащимися. - Посмотрите еще раз на тему сегодняшнего урока. Попробуйте на ее основе сформулировать вопросы, которые будут интересовать нас в ходе анализа текста рассказа? Ответы: За что, с кем и как боролся герой повести? Какую победу и над кем он одержал? Ответы на данные вопросы – и будут раскрывать цель нашего урока. 3
|
4. Самоконструкция - Итак, проблемный вопрос нами сформулирован: “Одержал ли Хаджи-Мурат победу? - Сделайте морфемный разбор слова ПОБЕДА с точки зрения его этимологии (корень БЕД - беда). Для этого вам понадобиться статьи из этимологического словаря, которые лежат у вас на столах. В древнерусском языке ПОБЕДА означало ПОРАЖЕНИЕ, в старославянском – БЕДА (“победная головушка” - несчастный человек). - Какие выводы можно сделать? 2) Работа с ключевыми эпизодами текста. Рассказ соткан из множества натуралистических деталей и каждая важна для понимания идеи произведения. - С каким цветком сравнивает жизнь Хаджи-Мурата автор в начале повести? (С репейником) - Почему именно этот образ выбирает Толстой? Давайте заполним таблицу вместе (затем обсудите в парах). 4
|
5
|
3) Какова цель борьбы героя? Ради чего он боролся? (Свобода, честь, мирная жизнь, независимость) - Достигнута цель? Чем пришлось пожертвовать герою ради достижения своих целей? - В конце повести герой погибает. Можно ли такую концовку считать поражением? - Почему? (Нет, герой погиб, сражаясь за свою семью. На его устах застыла улыбка, он сделал все правильно.) - Так победил Хаджи-Мурат или проиграл? - Изменилось ли теперь ваше мнение о повести? - Каждый из нас по-своему ответил на проблемный вопрос урока. Главное – задумались ли мы о смысле наших дел и поступков, о том, когда и за что нужно бороться, а когда следует остановиться. Часто ли мы задумываемся о смысле жизни? Так в чём всё-таки он заключается? Какие уроки извлекли лично вы? Над этим вопросом подумаете, оставшись наедине с собой, выполняя домашнее задание. 6
|
Материалы для скачивания: Скачать конспект урока