Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Литературная мастерская по повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат"

Победы и поражения Хаджи-Мурата 

(по одноименной повести Л.Н. Толстого)

Ход урока

1. Вступление. Здравствуйте, меня зовут Людмила Александровна. Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Актуализация работы.

2. В нашем мире изменилась шкала ценностей и по этой шкале мы оцениваем окружающих нас людей. Если кто-то не соответствует принятым в обществе стандартам, то их ожидает изоляция, а также постоянные насмешки. Повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» как раз посвящена взаимодействию человека и мира.

Главный герой повести Толстого ведет себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынужден жить.

Однако Хаджи-Мурат не подвергается полному авторскому осуждению. Литература учит и воспитывает. Толстой не судит своего героя, его бессердечность, объясняя это ущербностью современного мира.  

1

Эпиграф урока:

- Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. Прочтите его, пожалуйста.

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек,

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем?

М.Ю. Лермонтов, «Валерик»

- Соотнесите эти слова с содержанием повести (к анализу эпиграфу вернёмся в конце урока).

- Поделитесь, пожалуйста, своими личными впечатлениями от повести. Дайте оценку не повести, а вашим чувствам, ощущениям в цвете (поднимите карточку соответствующего цвета). Спасибо за ответы. После анализа произведения мы обязательно посмотрим, изменилось ли ваше мнение.

2

Работа со словом.

- Дайте лексическое толкование слов «победа» и «поражение» (работа в парах или индивидуально).

- Приходилось ли вам испытывать радость победы? В чём заключалась ваша победа? В результате борьбы с кем и за что вы её одержали?

- Какие ассоциации (смысловые, звуковые, цветовые), воспоминания, ощущения возникают, когда произносятся слова ПОРАЖЕНИЕ, ПОБЕДА?

3. Формулировка темы и целей урока учащимися.

- Посмотрите еще раз на тему сегодняшнего урока. Попробуйте на ее основе сформулировать вопросы, которые будут интересовать нас в ходе анализа текста рассказа?

Ответы: За что, с кем и как боролся герой повести? Какую победу и над кем он одержал? Ответы на данные вопросы – и будут раскрывать цель нашего урока.

3

4. Самоконструкция 

- Итак, проблемный вопрос нами сформулирован: “Одержал ли Хаджи-Мурат победу?

- Сделайте морфемный разбор слова ПОБЕДА с точки зрения его этимологии (корень БЕД - беда). Для этого вам понадобиться статьи из этимологического словаря, которые лежат у вас на столах.

В древнерусском языке ПОБЕДА означало ПОРАЖЕНИЕ, в старославянском – БЕДА (“победная головушка” - несчастный человек).

- Какие выводы можно сделать?

2) Работа с ключевыми эпизодами текста.

Рассказ соткан из множества натуралистических деталей и каждая важна для понимания идеи произведения.

- С каким цветком сравнивает жизнь Хаджи-Мурата автор в начале повести? (С репейником)

- Почему именно этот образ выбирает Толстой? Давайте заполним таблицу вместе (затем обсудите в парах).

4

Образ репейника

Образ Хаджи-Мурата

Внешний облик

Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз.

Судьба

Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его.

Это было последнее его сознание связи с своим телом. Больше он уже ничего не чувствовал…

Чем привлекает внимание

«Экая энергия! — подумал я. — Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».

Ассоциации (с чем эти образы у вас ассоциируются)

Сила, борьба, свобода, любовь к жизни

Воля, борьба, верность, сила, дикий зверь

5

3) Какова цель борьбы героя? Ради чего он боролся?

(Свобода, честь, мирная жизнь, независимость)

- Достигнута цель? Чем пришлось пожертвовать герою ради достижения своих целей?

- В конце повести герой погибает. Можно ли такую концовку считать поражением?

- Почему? (Нет, герой погиб, сражаясь за свою семью. На его устах застыла улыбка, он сделал все правильно.)

- Так победил Хаджи-Мурат или проиграл?

- Изменилось ли теперь ваше мнение о повести?

- Каждый из нас по-своему ответил на проблемный вопрос урока. Главное – задумались ли мы о смысле наших дел и поступков, о том, когда и за что нужно бороться, а когда следует остановиться. Часто ли мы задумываемся о смысле жизни? Так в чём всё-таки он заключается? Какие уроки извлекли лично вы? Над этим вопросом подумаете, оставшись наедине с собой, выполняя домашнее задание.

6