Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

11 класс Программа элективного курса АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Программа элективного курса

АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

(11 класс)

 

 

Составитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии №25

Молоканова Людмила Александровна


Пояснительная записка

Текст как синтаксическая единица и художественный текст как искусство слова, будучи двумя разными объектами анализа, обладают общими признаками, так как и тот и другой являются результатами языкового творчества, а второй из них, кроме того, — результатом художественного творчества. По этой причине лингвистический анализ текста как синтаксической единицы и анализ художественного текста представляют собой два разных, но взаимосвязанных аспекта анализа. Этим обусловлено содержание настоящего курса.

Основные цели курса:

-       познавательная: познакомить учащихся с основными сведениями о свойствах текста, с основными категориями лингвистики текста;

-       развивающая: развить в учащихся способность к новому для них типу анализа текста — лингвистическому;

-       обучающая: научить работе с разными видами текстами и особенностям анализа лингвистического содержания; привить навыки вузовской формы обучения;

-       воспитательная: познакомить с эстетической красотой изначально неразличимых форм текстового пространства, способствовать пониманию аксиологических и этических норм определенной эпохи и ее выражению в тексте данной эпохи.

Исходя из целей, складываются следующие задачи спецкурса:

-       знакомство учащихся со структурно-семантической организацией языка и их реализации в художественном тексте;

-       обучение вузовскому приему работы: принцип лекционной записи, контрольные срезы, правильное написание рефератов, самостоятельная подготовка по отдельным темам;

-       научить анализировать различные типы текстов разных эпох, разных типов: классического и авангардного.

1

Курс состоит из лекций (18 часов), семинарских занятий (8 часов), на которых учащиеся самостоятельно рассматривают лингвистические особенности текста, а затем вместе с преподавателем проводят комплексный анализ; практические занятия (8 часов) — учащиеся самостоятельно выполняют комплексный анализ.

Одно занятие предполагает сдвоенные уроки, что обусловлено объемом анализа.

Контроль знаний происходит по рейтинговой системе.

Рейтинг предполагает два промежуточных и один итоговый зачет (по результатам промежуточных)

1 балл — присутствие на занятии.

3 балла — наличие конспекта.

5 баллов — активная работа на занятии / отработка занятия.

10 баллов — работа на практическом занятии (обязательно наличие предварительного анализа текста).

15 баллов — работа на практическом занятии с привлечением дополнительной литературы.

Отработка предусматривает:

— наличие конспекта лекции

— анализ текста произведения (по согласованию с преподавателем);

1 промежуточный зачет — 125 баллов.

2 промежуточный зачет — 90 баллов.

2

Содержание спецкурса (34 часа)

 

Лекционный курс (40 часов)

1.     Понятие лингвистического анализа художественного текста (2 часа)

2.     Язык и художественная речь. (2 часа)

3.     Языковые уровни и их выражение (2 часа)в тексте

4.     Метапоэтика как основа лингвистической интерпретации текста. (2 часа)

5.     Авторская самоинтерпретация (2 часа)

6.     Эпистемологическое пространство текста. (2 часа)

7.     Текст и художественное пространство эпохи. (2 часа)

8.     Понятие языкового знака и виды знаков (2 часа)

9.     Связность (когезия) текста (2 часа)

10.                       Цельность текста (2 часа)

11.                       Текстовые знаки (2 часа)

12.                       Структура художественного текста (2 часа)

13.                       Интерпретация художественного текста (2 часа)

14.                       Понятие о классических и неклассических типах текстов (2 часа)

15.                       Фонетический уровень художественного текста. Пример анализа (2 часа)

16.                       Морфемный уровень художественного текста. Пример анализа (2 часа)

17.                       Словный уровень художественного текста (2 часа)

18.                       Морфологический уровень художественного текста (2 часа)

19.                       Синтаксический уровень художественного текста (2 часа)

20.                       Семантический уровень художественного текста (2 часа)

 

Семинарские занятия (14 часов)

1.     Реализация языковых уровней в прозаическом тексте: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: Предисловие (2 часа)

2.     (2 ч.) Реализация языковых уровней в поэтическом тексте:  А.С. Пушкин «Пророк» (2 часа)

3

1.     (2 ч.) Реализация языковых уровней в драматургическом тексте: А.П. Чехов «Вишневый сад» (приезд Раневской) (2 часа)

2.     (2 ч.) Лингвистический анализ текста поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»:  (2 часа)

3.     Лингвистический анализ текста рассказа А.П. Чехова «Студент» (2 часа)

4.     Лингвистический анализ текста стихотворения А.А. Блока «Незнакомка» (2 часа)

5.     Лингвистический анализ текста Л. Андреева «Жизнь человека» (2 часа)

Практические занятия (14 часов)

1.     Лингвистический анализ фрагмента прозаического текста (по выбору учащегося)[1] (4 часа)

2.     Лингвистический анализ классического поэтического текста (по выбору учащегося) (4 часа)

3.     Лингвистический анализ неклассического поэтического текста (по выбору учащегося) (4 часа)

4.     Лингвистический анализ фрагмента драматургического текста (по выбору учащегося) (2 часа)

Библиографический список

 

1.     Ахметова Г. Тайны художественного текста: Каким может быть лингвистический анализ. — М., 1997.

2.     Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. –– М.: Дрофа, 2000.

3.     Балухатый Р. Проблема драматургического анализа. Чехов. –– М., 1997.

4.     Барт Р. Избранные работы. — М., 1989.

5.     Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. — М., 1997.

6.     Болотнова Н.С. Основы теории текста. — Томск: Изд-во ТГПУ, 1999.




[1] Анализ художественного текста выполняется учащимися самостоятельно и обсуждается на практическом занятии.



4