Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

10 класс Программа элективного курса ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Программа

элективного курса

КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ

в 10 классе

лингвистического профиля

 

 

Составитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии №25

Молоканова Людмила Александровна

                                                                   


                                                                        Ставрополь 2016—2017

Пояснительная записка

Функционирование курса «Культура русской речи» рассматривается в дихотомической подаче одного из основных постулатов Ф. де Соссюра, разделившего поле языкового и речевого пространства. Язык видится строительным материалом, организующим процессы речевой деятельности. Однако переход языковых фактов (с которыми в большей мере знакомятся учащиеся в курсе общеобразовательной программы) в речевое пространство не всегда видится удачным. Курс «Культура русской речи» призван отработать элемент корреляции языкового и речевого материала в сознательном пространстве учащегося и в практической сфере.

Цель курса «Культура русской речи» представляется в подаче необходимых знаний учащимся о русской речи, ее богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации; знакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; изложении основы ораторского искусства, формировании навыков повседневного и делового общения. Все вышесказанное базируется на необходимости формирования прочной базы дифференциации принадлежности тех или иных языковых средств к определенным языковым стилям. Одной из приоритетных задач видится очищение речи ставропольских учащихся от «южного диалекта». Вместе с этим предполагается работа по развитию патриотизма и уважения к русскому языку как символу государственности и своеобразного аккумулятора исторических ценностей народа.

Основной практической задачей курса является выработка навыков делового письма (автобиография, резюме, условные сокращения), научной работы (конспект, реферат), публицистической работы (эссе), обогащение словарного состава (умение находить и правильно употреблять слова различных стилей), развитие техники устной речи.

Основные цели курса:

1

-       познавательная: познакомить учащихся с основной стилистической дифференциацией языковых средств и нормативно-этическим компонентом культуры русской речи;

-       развивающая: развить в учащихся способность вычленять и определять дифференциальные стороны стилевых формы и фигур, способствовать обогащению словарного запаса, выработать «чутье» нормативных форм речи; усилить развитие коммуникативной компетенции;

-       обучающая: научить работе с разными стилистически маркированными текстами, а также выработать способности по формированию заданного типа текста самостоятельно; привить навыки вузовской формы обучения;

-       воспитательная: познакомить с эстетическими сторонами русского слова, укрепить внутреннюю гордость за свой родной «великий и могучий» — русский язык, вследствие чего, — наметить пути в определении собственных нравственных позиций учащихся.

Исходя из целей складываются следующие задачи спецкурса:

-       знакомство учащихся с основными характеристиками речи русского языка;

-       обучение вузовскому приему работы: принцип лекционной записи, контрольные срезы, правильное написание рефератов, самостоятельная подготовка по отдельным темам;

-       выработать основы грамотного и разнообразного построения речевого потока

Содержания спецкурса основано на структуре вузовских курсов «Русский язык и культура речи» и «Стилистика», а также на материале «Энциклопедии для детей. Языкознание. Русский язык», рекомендованной Департаментом просвещения Министерства образования РФ в качестве учебного пособия. Основой спецкурса являются лекционные записи.

Учитывая лингвистическую направленность классов, курс «Основы стилистики и культуры речи» должен пониматься шире, чем просто дополнение к ведущемуся курсу русского языка. Не отрицая их корреляций, стоит отметить, что рассматриваемый курс призван глубинно развить лингвистическое чутье 
2

учащегося, заложить основу правил литературного перевода, подготовить к курсу «Основы лингвистического анализа художественного текста», который изучается в 11 классе.

Контроль знаний происходит посредством рейтинговой системы.

 

Содержание спецкурса (34 часа)

 

Лекции (17 часов)

1.     Происхождение и развитие русского языка

2.     Структурные свойства языка

3.     Коммуникативные свойства языка

4.     Понятие и предмет культуры речи

5.     Нормативный аспект культуры речи

6.     Нормы современного произношения

7.     Коммуникативные качества речи (понятность, точность, чистота)

8.     Коммуникативные качества речи (богатство и выразительность)

9.     Речевой этикет

10.            Речевое общение

11.            Невербальное общение

12.            Основы ораторского искусства

13.            Способы достижения эффективной речевой коммуникации

14.            Культура официально-деловой письменной речи

15.            Культура научно-популярной письменной речи

16.            Культура публицистической письменной речи

17.            Культура художественной письменной речи

 

Практикум (17 часов)

1.     Орфоэпические нормы современного русского языка

2.     Грамматические нормы русского языка

3.     Трудности употребления форм имен существительного, прилагательного и числительного.

3

1.     Трудности употребления форм глагола и незнаменательных частей речи.

2.     Художественное назначение омонимов, синонимов, паронимов, антонимов в речи

3.     Правила оформления библиографии

4.     Правила реферирования и конспектирования

5.     Правила составления автобиографии и резюме

6.     Правила редактирования текстов

7.      Композиционное построение речи

8.      Способы оформления публичного выступления

9.      Логические и интонационно-мелодические закономерности речи

10.            Доказательность и убедительность речи

11.            Работа над дикцией и силой голоса

12.            Аутотренинг по подготовке к выступлению

13.            Практикум дискутивно-полемического общения

14.            Тексты средств массовой информации

 

Вопросы к зачету

1.     Русский национальный язык XVIII — XX вв.

2.     Русский язык советского периода

3.     Русский язык конца ХХ в.

4.     Формы существования языка

5.     Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности

6.     Функциональные стили литературного языка.

7.     Характеристика понятия «культура речи»

8.     Нормативный аспект культуры речи

9.     Коммуникативные качества речи

10.            Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

11.            Основные единицы речевого общения

12.            Организация вербального взаимодействия

 Эффективность речевой коммуникации
4

1.     Понятие ораторского искусства

2.      Оратор и его аудитория

3.      История русского делового письма

4.      Интернациональные свойства официально-деловой переписки

5.      Типы документов

6.      Особенности русской и зарубежной школ делового письма

 

Библиографический список:

1.     Орфоэпический словарь. — Любое издание.

2.     Словарь грамматических трудностей русского языка. — Любое издание.

3.     Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — М., 1984.

4.     Аннушкин. В.И. Риторика: учебное пособие. — Пермь, 1994.

5.     Васильева А.Н. Основы культуры речи. —М., 1990.

6.     Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов н/Д, 1999.

7.     Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов н/Д, 2002.

8.     Веселова Р.Б., Веселов П.В. Деловая переписка (конструкции типовых писем): Метод. разраб. — М., 1990.

9.     Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.

10.            Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

11.            Деловая переписка с иностранными фирмами: Практическое пособие. — М., 1991.

12.            Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. — М., 1978.

13.            Колтунова М.Н. Деловое письмо. Что нужно знать составителю. — М., 1999.

14.            Культура русской речи: Учебник для вузов. — М., 1999.

15.            Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.

16.            Об ораторском искусстве: Хрестоматия. — М., 1973.

5