Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

10 класс Программа элективного курса РУССКАЯ МЕТАПОЭТИКА

Программа элективного курса

РУССКАЯ МЕТАПОЭТИКА

(10 класс)

 

 

Составитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии №25

Молоканова Людмила Александровна


 

Пояснительная записка

Предлагаемый курс метапоэтики опирается на современные актуальные проблемы изучения художественного творчества — изучение первооснов создания художественного произведения с опорой на авторское самоописание. Предлагаемая теория метапоэтики опирается на концепцию, разрабатываемую в Ставропольском государственном университете (автор и  научный руководитель — доктор филологических наук профессор К.Э. Штайн). Это, в свою очередь, обусловливает региональный компонент предлагаемого исследования.

Основополагающей целью представления курса в рамках школьного образования является научение старших школьников глубокому многогранному анализу и описанию литературного произведения. В процессе изучения русской метапоэтики школьники обращаются к образцам осмысления художественного текста, созданным гениальными художниками слова, величайшими поэтами слова. Разность представленных периодов показывает изучающим курс разнообразие осмысления и выражения собственной позиции. Изучение метапоэтики также призвано формировать фундаментальные знания и умения школьников в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Основные цели курса:

-       познавательная: познакомить учащихся с основами метапоэтического анализа в системе общей актуальной знаковой теории информации и коммуникации (семиотики);

-       развивающая: развить в учащихся способность к новому типу анализа текста — метапотическому;

-       обучающая: научить работе с художественным текстомот первоосновы — метавысказываний автора; привить навыки вузовской формы обучения;

воспитательная: познакомить с эстетической и этической составляющей анализа художественного произведения, способствовать пониманию 
1

-       аксиологических и этических норм определенной эпохи и ее выражению в тексте данной эпохи.

Исходя из целей, складываются следующие задачи спецкурса:

-       знакомство учащихся с особенностями художественного текста и соотношению окружающей и художественной реальности;

-       обучение вузовскому приему работы: принцип лекционной записи, контрольные срезы, правильное написание рефератов, самостоятельная подготовка по темам;

-       научить анализировать метапоэтический текст разных эпох, разных типов.

Содержания спецкурса основано на структуре  антологии «Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса», созданной профессором кафедры современного русского языка СГУ К.Э Штайн и ее последователями, а также некоторых разделов «Энциклопедии для детей. Языкознание. Русский язык», рекомендованной Департаментом просвещения Министерства образования РФ в качестве учебного пособия. Основой спецкурса являются лекционные записи.

Курс состоит из лекций (18 часов), семинарских занятий (16 часов), на которых учащиеся выступают с рефератами по вопросам метапоэтики одного из русских поэтов. Рефераты составляются на основе учебной литературы. Оценка знаний складывается из конспекта лекций, работе во время опросов на лекциях, содержания и знания реферата, работе во время обсуждения рефератов.  Если работа ученика не может быть оценена положительной оценкой, ему предлагается выполнить дополнительный реферат.

Стоит отметить также тот факт, что изучение курса «Русская метапоэтика» проходит в 10 классе. На этот момент учащиеся полностью не ознакомились с русским литературным процессом. Опережающее знание позволяет организовать знакомство с автором от его собственной поэтической концепции, то есть организуют поступательный подход к тексту.


2

Содержание спецкурса (34 часа)

 

Лекционный курс (17 часов)

(1 ч.) Понятие и особенности художественного произведения. Соотношение произведение — текст
(1 ч.) Эпистемология художественного текста

(1 ч.) Основы знаковой теории — семиотика.

(1 ч.) Метакатегории в языке: метаязык, метатекст, метавысказывание

(1 ч.) Содержание метапоэтической теории. Основные понятия метапоэтики (1 ч.) Содержание и структура метапоэтической теории

(1 ч.) Особенности метапоэтики прозы, поэзии, драмы

(1 ч.) Поэтический текст и метапоэтика

(1 ч.) Этапы развития русской метапоэтики

(1 ч.) Метапоэтика восприятия (рецепции)

(1 ч.) Метапоэтика преображения

(1 ч.) Метапоэтика А.С. Пушкина

(1 ч.) Метапоэтика установления

(1 ч.) Метапоэтика М.Ю. Лермонтова

(1 ч.) Метапоэтика синтетики поэзии

(1 ч.) Метапоэтика аналитизма поэзии

(1 ч.) Метапоэтика соцреализма

(1 ч.) Метапоэтика постмодернизма

 


3

Семинарские занятия (17 часов)

Темы рефератов (на выбор)

1.     Метапоэтика Антиоха Кантемира

2.     Метапоэтика Василия Тредиаковского

3.     Метапоэтика Михаила Ломоносова

4.     Метапоэтика Александра Сумарокова

5.     Метапоэтика Николая Карамзина

6.     Метапоэтика Гаврила Державина

7.     Метапоэтика Александра Востокова

8.     Метапоэтика Антона Дельвига

9.     Метапоэтика Николая Минского

10.                       Метапоэтика Дмитрия Мережковского

11.                       Метапоэтика Валерия Брюсова

12.                       Метапоэтика Александра Блока

13.                       Метапоэтика Анны Ахматовой

14.                       Метапоэтика Осипа Мандельштама

15.                       Метапоэтика Марины Цветаевой

16.                       Метапоэтика Владимира Маяковского

17.                       Метапоэтика Василия Каменского

18.                       Метапоэтика Игоря Северянина

19.                       Метапоэтика Казимира Малевича

20.                       Метапоэтика Корнея Чуковского

21.                       Метапоэтика Сергея Есенина

22.                       Метапоэтика Александра Безыменского

23.                       Метапоэтика Николая Заболоцкого

24.                       Метапоэтика Сергея Михалкова

25.                       Метапоэтика Владимира Высоцкого

26.                       Метапоэтика Роберта Рождественского

27.                       Метапоэтика Беллы Ахмадулины

28.                       Метапоэтика Александра Вознесенского

29.                       Метапоэтика Евгения Евтушенко

30.                       Метапоэтика Иосифа Бродского

4

Учебная литература

1.     Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология: В 4-х т.: Т. 1: XVII—XIX вв. Барокко. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм / Под общ. ред. проф. К.Э. Штайн. — Ставрополь, 2002. — 702 с.

2.     Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология: В 4-х т.: Т. 2: Конец XIX — начало ХХ вв. Реализм. Символизм. Акмеизм. Модернизм / Под общ. ред. проф. К.Э. Штайн. — Ставрополь, 2005. — 884 с.

3.     Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология: В 4-х т.: Т. 3: Первая половина ХХ в. Авангард: Кубофутуризм. Эгофутуризм. Центрифуга. Лучизм. имажинизм. Пролеткульт. Леф. ВАПП. Конструктивизм. ОБЭРИУ / Под общ. ред. проф. К.Э. Штайн. — Ставрополь, 2006. — 830 с.

4.     Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология: В 4-х т.: Т. 4: Реализм. Соцреализм. Постмодернизм / Под общ. ред. проф. К.Э. Штайн. — Ставрополь, 2006. — 985 с.

5.     Штайн К.Э., Петренко Д.И. Русская метапоэтика: Учебный словарь. — Ставрополь, 2006. — 602 с.

 

Дополнительная литература

 

1.     Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. — М., 1999.

2.     Метапоэтический словарь-конкорданс драматического текста А.П. Чехова / Сост. и вступит. статья В.П. Ходуса / Под ред. К.Э. Штайн. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008.

3.     Потебня А.А. Эстетика и поэтика. — М., 1998.

4.     Ходус В.П. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова. — Ставрополь, 2008.

5.     Штайн К.Э. Гармония поэтического текста. Складка. Ткань. Фактура. — Ставрополь, 2006.

6.     Энциклопедия для детей.  Т. 10. Языкознание. Русский язык. — М.: Аванта+, 2006.

5