Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Программа курса ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Программа курса

ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

Составитель:

                                                              учитель русского языка и литературы

                                                                   МБОУ гимназии №25

                                                                 Молоканова Людмила Александровна

Пояснительная записка

Синтетическое образование в общеобразовательных учреждений гимназического профиля, предусматривающее «модель научения» учащихся последней ступени обучения  в рамках интегрирования школьной и вузовской модели, содержит в своей сути начальные элементы научно-исследовательской работы.

Учащиеся общеобразовательных учреждений во втором полугодии 10 класса определяются с выбором предмета, по которому будет выполнено научное исследование. Следующим шагом является определение научного руководителя исследования школьника и последующая индивидуальная работа в течение 34 часов, включая предзащиту и защиту.

Основные цели научно-исследовательской работы школьника видятся в следующем:

—   познавательная: познакомить учащихся с основными категориями и методами научного знания, дать представления о научной картине мира;

—   развивающая: развить в учащихся способности к научно-аналитическому типу мышления;

—   обучающая: научить основным этапам научного исследования, привить навыки вузовской работы;

—   воспитательная познакомить учащихся с научной деятельностью, привить любовь и уважение к научной работе.

Исходя из целей, складываются следующие задачи:

-       знакомство учащихся с организацией научно-исследовательской работы;

-       обучение вузовскому приему работы (реферирование, аннотирование, компилирование и т.п.);

-       научение научному стилю изложения знания.

Порядок  предзащиты и защиты научно-исследовательской работы школьников определяется профилирующими кафедрами в согласовании с администрацией.

1

План занятий по научно-исследовательской работе рассчитан на группу учащихся в количестве 3—5 человек.

 

План научно-исследовательской работы учащихся

общеобразовательных учреждений школьников (34 ч)

 

1. Определение темы исследования

2-3. Исследование библиографии по теме вопроса

4-5. Реферирование основных работ по вопросу исследования

6-7. Первичный сбор материала по вопросу исследования

8-9. Обработка первичных результатов

10-11. Корректировка темы исследования. Составление плана

12. Написание первого раздела

13-14. Редактирование рукописи

15. Написание второго раздела

16-17. Вторичное редактирование рукописи

18-19. Сбор дополнительного материла

20-21. Вторичный анализ данных

22-23. Написание Введения и Заключения

24-25. Рассмотрение рукописи к предварительной защите

26-27. Написание защитного слова

28-29. Риторическая подготовка к защите

30. Предзащита работы

31-32.Окончательная правка

33.Оформление рукописи к защите

34. Защита работы


2

Требование к содержанию и оформлению

научно-исследовательской работы учащихся

общеобразовательных учреждений

 

Научно-исследовательская работа школьника представляет письменную работу в объеме 20—25 страниц печатного текста.

Требование к оформлению:

Формат А4; поля: левое —3, правое — 1,5, верхнее и нижнее — 2 см; печать — односторонняя, шрифт — Times New Roman, кегль — 14, интервал — 1,5.

Титульный лист разрабатывается в зависимости от предмета по образцу (см. Примерный вид титульного листа).

Структура работы идентична требованиям ко всем исследовательским работам:

1 страница — титул

2 страница — содержание

3—19 (или далее) страница — основная часть

20 страница — библиография

Основная часть состоит из:

Введения. Во Введении излагаются:

—   актуальность исследования;

—   цель и задачи исследования

—   предмет исследования;

—   объект исследования;

—   материал исследования;

—   методы исследования;

—   экспериментальная база (если есть);

—   теоретическая основа исследования;

—   структура исследования;

—   апробация (выступление на ученических конференциях).

3

Глава I. В данной части содержится реферативное описание состояние проблемы на текущий момент, спорные вопросы, возможная неразработанность, а также — то, что уже сделано.

Глава II. В данной части содержится проведенный учеником анализ, небольшое исследование вопроса. Необязательным, но удачным видится нахождение учеником собственного «малого открытия».

Заключение. В данной части подводятся результаты исследования, в определенном контексте — ответы на задачи исследования.

В Библиографическом списке содержатся как цитируемая литература, так и литература, с которой ознакомился ученик в процессе исследования.

Требования к оформлению библиографии

Монография:

Иванов С.И. Наука и мир. — М., 1999. — 254 с.

Коллективная монография:

Иванов С.И., Петрова С.Д., Головлев А.Ф. Спорные вопросы биологического знания — СПб., 2002. — 340 с.

Учебники:

Биология: Учебник для 10—11 кл. / Под ред. Ивановой С.И. — Ростов-на-Дону, 2000. — 146 с.

Статья из монографии:

Иванов Л.И. Проблема научного знания // Иванов Л.И. Учимся научной работе: Пособие для студентов физико-математического факультета. — Ставрополь, 2005. — С. 96—99.

Статья из сборника:

Иванов Р.И. Физика на пороге XXI века: перспективы и нерешенные вопросы // Вопросы физики глазами педагогов: Материалы межрегион. Педагогической конференции (Краснодар, 22—25 июня 2004 г.). — Краснодар, 2005. — С. 234—240

4

Статья из журнала:

Иванов А.И. Алгоритмы для пропедевтического курса русского языка // Русский язык в школе. — 1996. — № 9. — С. 14—21.

Многотомные издания:

Бунин И.А. Собр. Соч.: В 8-и т. — М., 1990—1996.

Бунин И.А. Митина любовь // Бунин И.А. Собр. Соч.: В 8-и т. — М., 1990. — Т.1. — С. 4—98.

Попович И.С. Готика // Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. — М., 1974. — Т. 5. — С. 230.


5