Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Литература, 10 класс, "От преступления к наказанию" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

От преступления к наказанию (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели урока:

 • Обучающие –
o познакомить учащихся с героем романа Родионом Раскольниковым Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
o помочь им понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления Родиона Раскольникова;
o расширить представление учащихся о героях романа
o подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.

 • Развивающие–
o формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
o формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
o развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.

 • Воспитательные –
o воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

 Тип урока: Урок формирования новых знаний.

 Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.

 Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

 Оборудование: презентация, текст романа «Преступление и наказание».
1

- Здравствуйте! Говоря о литературном произведении, вспомним о том, что мир, изображенный в нем, как и мир любого произведения художественной литературы, - это особая реальность. В ней действуют законы, определенные философией писателя, временем, в котором он живет, ценностями, которые он оберегает. Вселенная Федора Михайловича Достоевского.… Какие понятия характерны для мира Достоевского? (Добро, зло, вера, любовь, покаяние, справедливость, сострадание, прощение, наказание, преступление)

- Тема нашего урока «От преступления к наказанию» (художественный мир романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Исходя из темы, давайте сформулируем цель урока.

- Нам нужно проследить путь Раскольникова к преступлению и понять, какое наказание получит главный герой за совершенное деяние и получит ли он его. Мы должны приблизиться к постижению авторского замысла.

- Обратимся к произведению. Сколько слов в названии романа? (Три)

- Задумывались ли вы над тем, какое значение несут в себе эти, казалось бы, простые слова? Давайте поразмышляем. (Название книги соответствует ее содержанию. Преступление – общественно опасное деяние, подразумевающее нарушение закона. Наказание – способ воздействия на преступника, связанный с каким-либо наказанием)

2

- Сейчас я намеренно ничего не добавляю к сказанному вами пониманию заглавия романа. Вернемся к его интерпретации в конце урока.

- Давайте смоделируем мир романа Достоевского, опираясь на тот факт, что эта книга есть явление как отечественной, так и мировой культуры. Представим мир романа в виде одной из фигур, какую бы вы выбрали: круг? квадрат? звезду? крест? Может быть, вы предложите свой вариант? (в ходе дискуссии выходят на крест)

- Почему крест? (христианство, символ страдания, искупления)

- Крест – это символ христианства. В каких эпизодах романа появляется крест? (Раскольников срывает крест с Лизаветы, Соня отдает ему свой крест)

- Об одном кресте вы не сказали. Никто из вас не произнес слова «ПЕРЕКРЕСТОК». Что означает это слово? (Пересечение дорог, выбор, судьба). Какие синонимы можно подобрать к этому слову? В романе герои не столько попадают на перекресток, сколько оказываются на перепутье, на пересечении жизненных путей. 

3

- Перепутье содержит в себе большой символический потенциал. Это место, где человек должен понять, куда ему идти, как дальше жить. Вспомните, в произведениях устного народного творчества герои часто оказываются на перепутье, выбирают свой путь. Они знают, что назад дороги нет.

- Судьба какого героя романа связана с перепутьем? (Родион Раскольников)

- А что привело Раскольникова на перепутье? (Мысли об убийстве)

- Почему Раскольников решился на убийство? Каковы причины его преступления? У вас на партах лежат цитаты из романа, выберите те, которые помогают понять мотивы поступка героя. («Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… по примеру авторитета», «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную», «Я озлился. Именно озлился. Я тогда, как паук, к себе в угол забился», «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, с делаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…», «Мне другое надо было узнать… и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?», «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

- Исходя из выбранных цитат, объясните, в чем состоит необычность преступления, совершенного  Раскольниковым?  (Перед нами идейный убийца. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Р. Раскольникова в «мысли», предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события - расплата за это)

4

- Какой человек совершает преступление в романе? Хищник, потребитель, стяжатель? (Нет)

- А Раскольников каким был человеком до совершения преступления? (Добрый, милосердный, детей вынес из горящего дома)

- Достоевский писал «Замутилось море. Исчезли и стёрлись определения и границы добра и зла». Почему, на ваш взгляд, великий писатель сделал преступником не хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем? (Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти)

- В чем просчет теории Раскольникова? (Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Раскольников ради счастья человечества идет на преступление, поднимает руку на тех униженных и оскорбленных, которых собирался защищать. Это и делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).

5

 - Кто совершил первое преступление – убийство на земле согласно библейской легенде? (Каин)

ВИДЕОФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «НОЙ».

- Брат пошел на брата, Каин убил Авеля. И с тех пор преступления на земле не кончаются. И мы можем, к сожалению, видеть до сих пор как человек восстает против человека.

- Кто знает, что означает «каинова печать»? Это невидимое для окружающих, но ощущаемое ими клеймо преступника. Согласно Библии, эта печать имеет два свойства: отчуждает от людей и ограждает от преследователей, словно обрекая ее носителя самого быть себе судьей.

- Каинова печать лежит на всех, кто преступает черту. А такая печать лежит на Раскольникове? (Да, лежит, он совершил преступление, нарушил неписанные законы)

– Кто ее замечает? (персонажи-двойники, которые являются отражением главного героя)

- Чтобы вспомнить, кто такие двойники, давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов. (Двойник – самостоятельный персонаж произведения, который имеет какую-то общность с главным героем: происхождение, имя, внешность, мировоззрение — всё, формально указывающее на их «родство»). То есть это персонажи, помогающие нам лучше разобраться в мотивах поведения главного героя. 

6

- В каких произведениях русской литературы мы встречаемся с двойниками? («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина)

- Назовите двойников Раскольникова в романе. (Дуня, Свидригайлов, Лужин, Порфирий Петрович, Соня, Мармеладов)

- Что их объединяет с Раскольниковым? (Идеи, взгляды, отношения к людям)

- Чтобы лучше понять путь Раскольникова от преступления к наказанию в художественном мире романа, мы остановимся подробнее только на трех персонажах-двойниках: Соне, Свидригайлове и Порфирии Петровиче. Почему именно на них? (Они самые главные, они наиболее близки Раскольникову, у всех у них разны пути. Мы остановимся на них, потому что при встрече с этими персонажами перед Раскольниковым открываются разные пути исхода к наказанию, исхода из этого перепутья)

- По какому принципу двойники расположены на схеме? (Соня – глубоко верующий человек, живущий ради других. Свидригайлов живет только ради себя. Его жизнь подчинена собственной страсти. Порфирий Петрович представляет закон в романе. Его идеи и мысли всем понятны. Путь его прямой, но непростой)

7

- Почему Свидригайлов противопоставлен Соне? Как можно объяснить направление стрелок на схеме?

- В художественном мире нет ничего случайного. Ученые провели исследование и выяснили, чтобы встретиться с Соней, наш герой постоянно поднимается по лестницам. Описывая встречи Раскольникова со Свидригайловым, автор акцентирует внимание на том, что главный герой постоянно спускается по лестнице. Порфирий Петрович просто зовет Раскольникова прийти к нему. На пути героя не встречается ни одна лестница. Значит Порфирий Петрович – это прямой путь.

- Так какие же пути открывает перед своим героем Достоевский?

- Какое преступление совершила Сонечка? (Она живет по желтому билету)

- По каким законам живет Соня Мармеладова? (Жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу)

8

- Почему Раскольников признается Соне в убийстве? Что она испытывает к нему? (Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испытывая мучения совести. Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников)

- Как Соня относится к теории? (По мнению Сони, теория, рожденная в ненависти и презрении к людям, преумножающая зло и нравственное опустошение, отрицает добро, любовь, сострадание. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил)

- Какой путь предлагает Соня Раскольникову? (Духовно покаяться. Она не может мыслить иначе, для нее нет ни вопроса, ни сомнения)

- А как живет Свидригайлов? (Переступает закон и не раз. Он доводит идею Раскольникова до крайней точки. Человек способен на высокие поступки, но он же способен и на самые низкие поступки, ради удовольствия все возможно. В центре мира ЧЕЛОВЕК и его «Я ХОЧУ»)

 

9

- Такая жизнь принесла ему счастье? (Нет, он глубоко несчастный человек, обреченный на страдания и муки совести. Его мало что интересует в жизни)

- Каким образом Свидригайлов избавляется от мук совести? (Он покончил с собой, таким образом избавившись от призраков, которые преследовали его. Но при этом совершил страшный грех и обрек свою душу на страдания)

- А выход ли это из ситуации? (Нет, человек не должен так поступать. Жизнь – это дар, который мы должны беречь)

- А кто такой Порфирий Петрович? (Следователь, служитель закона. Он выводит преступников на чистую воду)

- Как вы понимаете смысл фразы, сказанной Порфирием Петровичем Раскольникову: «Я поконченный человек, а вам, Родион Романович, жить еще надо»? (Порфирий Петрович также совершил в прошлом какое-то преступление, искупить которое он не может)

- Какой путь он предлагает Раскольникову? (Он предлагает Раскольникову сознаться в преступлении и понести заслуженное наказание на каторге. Порфирию Петровичу не нужно, чтобы герой раскаялся, ему нужны лишь слова, интеллектуальное покаяние)

10

- По какому же пути пошел Раскольников? (По пути Порфирия Петровича)

- Означает ли это, что он не пошел к Богу? (Нет, не значит. В эпилоге у Раскольникова в руках появляется Евангелие – это дает надежду на будущее).

- Сам Достоевский сомневался, по какому пути пойдет его герой. В одной из черновых записей читаем: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Потом Достоевский меняет заключительные строки романа: «Видение Христа. Прощения просит у народа». Но Достоевский понимал, что его герой – сложная, многогранная и противоречивая личность, которая не примет ни юридического суда, ни суда совести, ни суда общества. Какой же суд нужен Раскольникову? (Раскольников примет только Высший суд, суд Божий. И примет его только тогда, когда искренне раскается в преступлении, когда примет не интеллектуальное, а духовное покаяние)

- Кто оказывается рядом с Раскольниковым на каторге в эпилоге? (Соня – вечная грешница, всепрощающая и милосердная)

 

11

- София в переводе с греческого значит «мудрость». Она мать Веры, Надежды и Любви. Она дает Раскольникову веру в искупление грехов, надежду на счастливую жизни и помогает ему обрести любовь. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, - но теперешний рассказ наш окончен».

- Я надеюсь, что сегодняшний урок приблизил нас к пониманию заглавия романа. Что значит преступление? (Переступил заповеди Божьи, нарушил законы жизни, убил себя)

- А почему роман, в  котором преступлению отведено несколько страниц, а наказанию большая часть не назван как «Преступление и покаяние», «Преступление и покарание», «Преступление и возмездие»?

- Почему же Достоевский выбирает именно слово «наказание»? Какие синонимы можно подобрать к этому слову? Что вам слышится в слове «наказание»? Какой наказ дает автор главному герою? (Жить по законам Божьим, не брать грех на душу, самосовершенствоваться)

12

- Почему же так притягивает вселенная Достоевского читателей во всем мире? (Его произведения заставляют задуматься о смысле жизни, о предназначении человека, о выборе собственного пути)

- Обращаясь к Достоевскому, наш современник ищет ответы на мучительные вопросы, ищет света для своей души, ибо вечная битва Добра и Зла, Правды и Лжи, Красоты и Уродства продолжается в сердцах людей и потому Достоевский остаётся одним из самых читаемым писателей в мире.

- Какой мы можем сделать вывод? Его книги не для всех, но для каждого. Поговорка «Цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо доказал Достоевский. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно реально и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. 

- Человечество уже выработало систему общечеловеческих ценностей, определило нравственные законы, которые действуют во все времена. Каждое новое поколение должно пройти свой путь к осознанию вечных истин, нетленных законов нравственности, оно должно заново открыть ту путеводную звезду, которую не так просто найти среди мерцающих светил. Но каждый выбирает сам: ориентироваться ли ему по звездам или искать дорогу, полагаясь на окраску мха. 

13