Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Типы речи

ТИПЫ РЕЧИ

(устный практикум)

1. Живая метель

Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперёд и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к реке.
На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Лёгкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.
Я ничего не понимал. Но вот одна из снежинок опустилась рядом со мной. Я осторожно взял её и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?
За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув в реку, он сказал6 «Подёнка!» И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.
Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, наблюдая за живой метелью.

1

2. Подёнка

Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению.
Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот  рта у подёнки нет совсем.
Подёнка живёт всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться.

2

3. Странное имя

Однажды в жаркий день я увидел над рекой множество крохотных бабочек.
«Подёнка», – сказал знакомый лесник.  «Что за странное название?» – подумал я и спросил у своего спутника, не знает ли он, почему так назвали этих легкокрылых бабочек.
Оказывается, это имя им дали не случайно. 
Подёнка живёт всего один день. Появится из личинки, покружится над водой, отложит яички – и погибает. У неё даже рта нет. За свою короткую жизнь она не успевает проголодаться.
«Да, точное имя у этой беззаботной крохи», – подумал я.

3

Особенности повествования (выводы на доске и в тетрадях учащихся):

  • говорится в тексте о событиях и действиях (что было сначала, потом, затем …и наконец);
  • можно задать вопрос что произошло?;
  • нельзя сфотографировать на один снимок или слайд;
  • нельзя поменять части.
4

Особенности описания (выводы):

  • в каждой части описана какая-то особенность предмета, явления;
  • можно задать вопрос какая?;
  • описание можно передать на одном снимке или слайде;
  • части можно поменять местами.
5

Особенности рассуждения (выводы):

  • излагаются причины явлений, событий, названий в их взаимосвязи;
  • части невозможно поменять местами;
  • можно поставить вопрос почему?;
  • невозможно сфотографировать на один снимок или слайд.
6