Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Интеллектуально-спортивная игра "Там, на неведомых дорожках..."






Внеклассное мероприятие по русскому языку
для 6-х классов

Интеллектуально-спортивная игра
«Там, на неведомых дорожках…»





Интеллектуально-спортивная игра
«Там, на неведомых дорожках…»

Цели:
- обучающая: закрепить полученную информацию об уровнях современного русского языка, полученных на уроке;
- развивающая: научить использовать полученные знания в различных ситуациях;
- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей, интереса к изучению русского языка в целом.

Формы работы: общеклассная

Оборудование: доска, мел, тетради, ручки

Способ проведения: квест (прохождение станций)

Время проведения: 60 минут.
1

ПЕРСОНАЖИ

Внесюжетные персонажи:

Мастера станций -  старшеклассники, которые проводят испытания на станциях, следят за выполнением правил конкурса и проверяют заполнение маршрутных листов. (2 человека)

Скоморохи – объясняют правила игры, распределяют роли среди участников команды, раздают атрибуты игры и символические элементы костюмов (2-3 человека)

Стражники – стоят на лестничных переходах и мешают участникам игры попасть на нужные ставки. Чтобы пройти стражников, игрокам необходимо выполнить ряд заданий.

Хранитель клада – самый авторитетный участник игры. Он проверяет маршрутные листы и определяет победителя не только по скорости выполнения задания, но и по правильности. Раздает всем участникам сундуки со сладкими сокровищами.

Господа надсмотрщики – находятся на станциях вместе с мастерами, обеспечивают их безопасность, следят за выполнением правил игры, контролируют работу двоих из ларца и часовых дел мастера. В случае нарушения правил могут проставлять в маршрутных листах штрафные баллы.

Серые волки – наставники команд, помогают ребятам преодолеть испытания стражников. Серые волки имеют право сообщать ответы только двоим из ларца.


2
Атрибуты игры:

- маршрутный лист (выдается Летописцу);

- песочные часы (имеет право брать в руки только часовых дел мастер);

- сундуки с сокровищами;

- молодильные яблочки (имеет право брать в руки только красна девица, с их помощью можно подкупить стражников один раз за игру, чтобы быстрее пройти испытание)
3

 Участники игры:

Летописец – заполняет маршрутный лист и вписывает в него правильные ответы.

Счетовод – подсчитывает очки и в конце игры сообщает результаты Хранителю клада.

Часовых дел мастер – следит за временем и принимает решение об окончании прохождения станции в том случае, если участники так и не смогли решить задание за отведенное время.

Красна девица – обладает невероятной красотой. Может заставить стражников пропустить всю команду через блок-пост благодаря молодильным яблочкам.

Двое из ларца – мозговой центр команды. Ребята, играющие эту роль, сообщают окончательный вариант правильного ответа мастерам станций. Именно принимают решение о правильности ответа и могут прекращать споры внутри команды. Все участники обязаны их слушаться.

 

4



Взаимодействие персонажей

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5
Ход мероприятия

В центральном холле участников игры встречают скоморохи. Чтобы получить маршрутные листы и атрибуты игры, команды должны громко и хором прочитать свои девизы. После того как все команды представятся, скоморохи начинают игру.

– Внимание! Объявляем нашу интеллектуально-спортивную игру «Там, на неведомых дорожках…» открытой!

– Сегодня оружием команд будут знания и начитанность, любознательность и остроумие. Вам предстоит путешествие по станциям. На каждой станции вас ждут нелегкие испытания (командам вручаются маршрутные листы). (Далее скоморохи объявляют станции и распределяют роли среди участников команды. Роли распределяются по жребию. После того, как амплуа распределены и все атрибуты игры розданы нужным персонажам, скоморохи объясняют правила игры.
6
Правила игры:

1. Команды должны как можно быстрее пройти шесть станций.

2. По ходу игры на их пути будут встречаться стражники. Чтобы пройти их пост, нужно выполнить задание. Также можно один раз за игру подкупить стража при помощи молодильного яблока.

3. В случае невыполнения задания или нарушения временных рамок игры, господа надсмотрщики снимают баллы.

4. Победит та команда, которая быстрее и правильнее выполнит все испытания.
7
Скоморохи: - В добрый путь, ребята! Пусть победит сильнейший! Команды отправляются по станциям, согласно их расположению в маршрутных листах. На прохождение одной станции дается пять минут. 1. Станция «Зри в корень» Переведите дословно текст с древнерусского языка на современный русский язык. Отредактируйте в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Змиа егда поидет пити води, ядъ свой въ гнѣздѣ своем оставляет. Да не последи пьющиа уморит. И ты, человѣче, егда идеши во церковъ святую, всяку злобу остави домаси. (книга «Физиолог» – древнейшее природоведческое сочинение) Ключи: Когда змея идет пить воду, то яд свой в гнезде своем оставляет. Чтобы не отравить пьющих после нее. И ты, человек, когда идешь в церковь святую, всякую злобу оставь дома.
8

Стражники на лестнице между первым и вторым этажом:

Стражники не впускают группу ведущих журнал.

–В чем дело?– удивляется Серый волк, сопровождающий команду

–Дело? Дело в шляпе!– говорят стражники.– Вы можете двигаться дальше, если ответите на наш вопрос. Откуда пошло выражение: дело в шляпе.

Команда и Серый волк совещаются. Серый волк помогает участникам ответить на вопрос. Рассказывая историю фразеологизма. Потом один из участников конкурса дает стражникам ответ.

–Очень давно, когда не было почты и железных дорог, все важные документы из одного города в другой или из одной страны в другую перевозили специальные люди – гонцы.  Иногда гонцы хранили эти письма в сумке, но их, как вы убедились, легко можно было найти и подложить другие. Гонцы старались спрятать документы так, чтобы их нельзя было сразу найти. Вот часто их прятали в шляпах. Вот откуда и пошло выражение Дело в шляпе.

9

 

2. Станция «Знай наших»

      Решите языковую задачу. Прочитайте строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон.

  • Можно ли назвать выделенные слова однокоренными?
  • Каково происхождение выделенных слов, что они обозначали раньше и каково их значение в современном языке?
  • Подберите к выделенным словам «пару» с тем же корнем.

Ключи:

1.      Да, эти слова однокоренные, этимологически родственные;

2.      Эти слова по происхождению являются исконно-русскими,

3.      Град – город, ограда – оградить.  

10

Стражники между вторым и третьим этажами

– Минуточку внимания!

– Мы поиграем!

– Пословицы русские вам предлагаем!

– Мы долго с приятелем их подбирали, но вот как  пойдет разговор наш, друзья! Начало пословицы вам скажу я, а вы, же должны, пораскинув мозгами, найти завершенье пословицы сами.

 

Волков бояться…

Нету дыма…

Куй железо…

Не гордись званием…

Под лежачий камень…

Близок локоток…

На чужой роток…

Не рой яму другому…

Дорога ложка…

Не плюй в колодец…

По одежке встречают…

Что написано пером…

Какова пряха…

Серый волк активно помогает команде, если ребята долго не могут назвать фразеологизм, то Серый волк может дать ответ вместо команды.

11

3. Станция «Раз морфема, два морфема»

Чем отличается морфемный состав русского слова снежок и английского слова snowball,  русского слова школьница и английского schoolgirl? Не забудьте выделить морфемы в словах. Ответ аргументируйте, помните про способы словообразования.

Ключи:

 

1.            Снежок – при образовании данного слова участвует суффикс (суффиксальный способ словообразования), snowball – слово образовано при помощи сложения корней (способ словообразования – сложение); школьница и schoolgirl – ответ аналогичный. Обязательно выделение морфем и основы слова!!!

12

4. Станция «Раз ступенька, два ступенька – будет лесенка»

           Как называется по-русски множество (группа) следующих животных: коров, овец, лошадей, коз, собак, кошек, рыб, пчёл, птиц? Ответ аргументируйте.

 

Ключи:

 Множество коров или коз - стадо, овец - отара, лошадей - табун, собак - свора, рыб - косяк, пчёл - рой, птиц - стая. Множество кошек никак специально не называется (видимо, кошки по сравнению с другими животными реже собираются в большие группы)

13

Стражники на третьем этаже

- Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим, например об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим: он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:

1) Хорошо, свободно непринуждённо себя чувствовать (как рыба в воде).

2) Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть).

3) Очень много ( тьма тьмущая, с три короба).

4) Очень мало ( кот наплакал, с гулькин нос).

5) Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать ( сидеть как на иголках).

6) Темно (Хоть глаз выколи).

Серый волк активно помогает команде, если ребята долго не могут назвать фразеологизм, то Серый волк может дать ответ вместо команды.

14

. Станция «Молодильные яблочки»

 

            В русском языке у имени существительного есть категория одушевленности. Но при этом грамматическая категория одушевленности не совпадает с признаками «быть живым» и «иметь душу». Грамматическая одушевлённость - условная категория, проявляющаяся в определенных признаках у имен существительных. Определите, есть ли среди следующих имен существительных одушевлённые: труп, покойник, мертвец?

 

Ключи:

1. Категория одушевленности определяется по форме множественного числа винительного падежа.  У одушевленных имен существительных В.п. мн.ч. совпадает с  формой родительного падежа. У неодушевленных имен существительных форма В. п. совпадает с формой именительного падежа.

2. Покойник – одушевленное (покойников – покойников)

3. Мертвец – одушевленное (мертвецов – мертвецов)

4. Труп – неодушевленное (мертвецы – мертвецы)

15

6. Станция «Угадай меня»

            О каком слове идет речь?

  1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе
  2. Раньше купец, торговец, преимущественно иностранный, а сейчас - знакомый, которого вы принимаете в своем доме
  3. Раньше человек за плату получавший помещение и питание в чужой семье, а сейчас тот, кто живет на чужие средства
  4. Раньше художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении, а сейчас – тот, кто выписывает какое-либо печатное издание
  5. Раньше неродовитый, принадлежащий к низшему сословию, сейчас – бесчестный, низкий, коварный
  6. Раньше меха, пушной товар, сейчас – пришедшие в негодность вещи
  7. Раньше лишиться лошади, сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга

Ключи:

  1. 1) (дворник) 2) (гость) 3) (нахлебник) 4) (подписчик) 5) (подлый) 6) (рухлядь) 7) (опешить)
16

Подведение итогов, церемония награждения. Рефлексия.

17