Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Русский язык, 6 класс, "Композиция рассказа"

Урок русского языка в 6-м классе 

по теме «Композиция рассказа»

Тип урока: урок усвоения новых навыков и умений

Цели:

- обучающая: формирование представлений об основных композиционных элементах рассказа;

- развивающая: отработать навыки редактирования текста, развитие устной и письменной речи, выявление композиционных частей рассказа;

- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей, интереса к изучению русского языка.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: общеклассная, индивидуальная

Оборудование: доска, мел, тетради, ручки, компьютер, интерактивная доска, презентация.

Способ проведения: интегрированный урок

Межпредметные связи: литература, стилистика.

План урока:

1) организационный момент;  2) беседа с учениками;  3) объяснение новой темы и применение новых знаний на новом языковом материале;  4) подведение итогов;  5) задание на дом.

1

Ход урока.

1. Организационный момент. Слово учителя (1 мин.)

2. Беседа с учениками (3 мин.)

 –  На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с таким разделом лингвистики как текстоведение.                                                                                     

– Что является предметом изучения этого раздела?                                                       

– А какие типы речи вам известны? Впишите ответы в таблицу, не забудьте про ключевые вопросы.                                                                                                            

– В каком типе речи будет описываться предмет? В каком типе речи будет доказываться или опровергаться та или иная точка зрения? В каком тексте будет рассказываться о каком-либо событии?                                                                          

– Проверка домашнего задания: Дома вы должны были составить текст-повествование.  Давайте по вашим работам вспомним, какие признаки характерны для этого типа речи. Свои ответы запишите в таблицу.                                       

 – А что такое композиция? (определение вписать в таблицу).                            

  – Я не случайно спрашивала вас о типах речи и композиции. Эти понятия тесно связаны не только между собой, но и с темой нашего урока.

2

3. Объяснение новой темы и применение новых знаний на новом материале (30 мин)

 – Дело в том, что текст-повествование может содержать законченный рассказ о каком-то событии.                          

– Цель нашего сегодняшнего урока ­– познакомиться с композицией рассказа и попытаться использовать полученные знания на практике. Прошу вас записать число и тему нашего урока «Рассказ» в тетради.                                                   

– Что же такое рассказ? Рассказ - это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.            (Запись определения в таблицу)                                                               

– В построении рассказа (в его композиции) различают завязку (начало действия), развитие действия, кульминацию (момент наивысшего напряжения в развитии действия) и развязку (результат развития действия, его заключительный момент). В рассказе может быть и вступление (зачин) (автор поясняет где, когда и с кем что-то случилось), и заключение (концовка) (делается вывод о произошедшем, даются размышления автора). Перерисовываем схему в тетради.

3

Задание 1.                                                                                                                                                   Сейчас я прочитаю Вам небольшой рассказ, а вы попытаетесь определить его композицию, то есть найти завязку, развитие действия, кульминацию и концовку. Рассказ написал Даниил Хармс, он называется «Храбрый ёж».                                                                

Стоял на столе ящик (зачин).
Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать (завязка).
А ящик-то вдруг – раз, два, три – и открылся (развитие действия).

А из ящика-то – раз, два, три – змея выскочила (кульминация).
Испугались звери и разбежались.
Один ёж не испугался, кинулся на змею и – раз, два, три – загрыз её (развязка).
А потом сел на ящик и закричал: «Кукареку!».
Нет, не так! Ёж закричал: «Ав-ав-ав!»
Heт, и не так! Ёж закричал: «Мяу-мяу-мяу!»
Нет, опять не так! Я и сам не знаю как.
Кто знает, как ежи кричат? (концовка)

4

Задание 2.                                                                                                                                       Вашему вниманию будет предложена одна тема. Ее надо раскрыть, используя указанные элементы композиции. Вы работаете в группах. Это коллективное задание. Вам дана тема «Необыкновенная находка археологов в Египте». Первая группа придумывает завязку, вторая – развитие действия, третья – кульминацию, четвертая – развязку. Через несколько минут мы проверим ваши ответы и посмотрим, получилось ли у нас составить связный текст. 

5

Задание 3.

            Перед вами лежат предложения. Можно ли этот набор предложений назвать текстом? Мы помним, что тексту присущи определенные черты. У вас в таблице перечислены основные признаки текста, но среди них есть и лишние. Найдите ошибки и исправьте их. А теперь вернемся к нашему заданию. Давайте отредактируем это  текст, сделаем его связным и логичным, используя полученные знания о композиционном строении рассказа. Расположите части в соответствии с их местом в тексте. Через несколько минут мы сравним результаты работы.                                                                    

В субботу утром я решил пойти в зоопарк, а  чтобы не скучать в дороге, взял с собой радиоприемник.          Зачин.                                                                                                            

С приемником в руках я остановился напротив слона, стоящего за большой загородкой.  Завязка.                                                                                                                    

Из приемника текла музыка, и слон, повернувшись в мою сторону, стал слушать ее. Вдруг протянув ко мне хобот, он ловко выдернул приемник у меня из рук.            Развитие действия.                                                                                                                                   

Музыка замолкла, но слон будто ждал, когда приемник заиграет снова. Ждать ему, видно, надоело. И немного подумав, слон сунул мой шикарный приемник себе под хобот – в свой рот, обросший войлоком. Просто положил, как в сундук, и съел. Кульминация.                         

Потом оглядел людей, потрясенных происходящим, и сказал: «Начинаем концерт по заявкам!» И из него зазвучала какая-то бурная музыка.    Развязка.                                           

Все покатились с хохоту. Концовка.

6

4. Подведение итогов урока (2 мин)

 – Что нового мы сегодня с вами узнали? (Впишите в карточку основные композиционные элементы в правильной последовательности)

– Чему научились?

– Где можно применить полученные знания?

– Они нам пригодятся?

5. Домашнее задание (1 мин)

Написать рассказ на тему «Необыкновенные приключения шестиклассника», используя основные композиционные элементы

7