Русский язык, 6 класс, "Композиция рассказа"
Урок русского языка в 6-м классе по теме «Композиция рассказа» |
Тип урока: урок усвоения новых навыков и умений Цели: - обучающая: формирование представлений об основных композиционных элементах рассказа; - развивающая: отработать навыки редактирования текста, развитие устной и письменной речи, выявление композиционных частей рассказа; - воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей, интереса к изучению русского языка. Методы: частично-поисковый, проблемный. Формы работы: общеклассная, индивидуальная Оборудование: доска, мел, тетради, ручки, компьютер, интерактивная доска, презентация. Способ проведения: интегрированный урок Межпредметные связи: литература, стилистика. План урока: 1) организационный момент; 2) беседа с учениками; 3) объяснение новой темы и применение новых знаний на новом языковом материале; 4) подведение итогов; 5) задание на дом. 1
|
Ход урока. 1. Организационный момент. Слово учителя (1 мин.) 2. Беседа с учениками (3 мин.) – На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с таким разделом лингвистики как текстоведение. – Что является предметом изучения этого раздела? – А какие типы речи вам известны? Впишите ответы в таблицу, не забудьте про ключевые вопросы. – В каком типе речи будет описываться предмет? В каком типе речи будет доказываться или опровергаться та или иная точка зрения? В каком тексте будет рассказываться о каком-либо событии? – Проверка домашнего задания: Дома вы должны были составить текст-повествование. Давайте по вашим работам вспомним, какие признаки характерны для этого типа речи. Свои ответы запишите в таблицу. – А что такое композиция? (определение вписать в таблицу). – Я не случайно спрашивала вас о типах речи и композиции. Эти понятия тесно связаны не только между собой, но и с темой нашего урока. 2
|
3. Объяснение новой темы и применение новых знаний на новом материале (30 мин) – Дело в том, что текст-повествование может содержать законченный рассказ о каком-то событии. – Цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с композицией рассказа и попытаться использовать полученные знания на практике. Прошу вас записать число и тему нашего урока «Рассказ» в тетради. – Что же такое рассказ? Рассказ - это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев. (Запись определения в таблицу) – В построении рассказа (в его композиции) различают завязку (начало действия), развитие действия, кульминацию (момент наивысшего напряжения в развитии действия) и развязку (результат развития действия, его заключительный момент). В рассказе может быть и вступление (зачин) (автор поясняет где, когда и с кем что-то случилось), и заключение (концовка) (делается вывод о произошедшем, даются размышления автора). Перерисовываем схему в тетради. 3
|
Задание 1. Сейчас я прочитаю Вам небольшой рассказ, а вы попытаетесь определить его композицию, то есть найти завязку, развитие действия, кульминацию и концовку. Рассказ написал Даниил Хармс, он называется «Храбрый ёж».
Стоял на столе ящик (зачин).
А из ящика-то – раз, два, три – змея выскочила (кульминация). 4
|
Задание 2. Вашему вниманию будет предложена одна тема. Ее надо раскрыть, используя указанные элементы композиции. Вы работаете в группах. Это коллективное задание. Вам дана тема «Необыкновенная находка археологов в Египте». Первая группа придумывает завязку, вторая – развитие действия, третья – кульминацию, четвертая – развязку. Через несколько минут мы проверим ваши ответы и посмотрим, получилось ли у нас составить связный текст. 5
|
Задание 3. Перед вами лежат предложения. Можно ли этот набор предложений назвать текстом? Мы помним, что тексту присущи определенные черты. У вас в таблице перечислены основные признаки текста, но среди них есть и лишние. Найдите ошибки и исправьте их. А теперь вернемся к нашему заданию. Давайте отредактируем это текст, сделаем его связным и логичным, используя полученные знания о композиционном строении рассказа. Расположите части в соответствии с их местом в тексте. Через несколько минут мы сравним результаты работы. В субботу утром я решил пойти в зоопарк, а чтобы не скучать в дороге, взял с собой радиоприемник. Зачин. С приемником в руках я остановился напротив слона, стоящего за большой загородкой. Завязка. Из приемника текла музыка, и слон, повернувшись в мою сторону, стал слушать ее. Вдруг протянув ко мне хобот, он ловко выдернул приемник у меня из рук. Развитие действия. Музыка замолкла, но слон будто ждал, когда приемник заиграет снова. Ждать ему, видно, надоело. И немного подумав, слон сунул мой шикарный приемник себе под хобот – в свой рот, обросший войлоком. Просто положил, как в сундук, и съел. Кульминация. Потом оглядел людей, потрясенных происходящим, и сказал: «Начинаем концерт по заявкам!» И из него зазвучала какая-то бурная музыка. Развязка. Все покатились с хохоту. Концовка. 6
|
4. Подведение итогов урока (2 мин) – Что нового мы сегодня с вами узнали? (Впишите в карточку основные композиционные элементы в правильной последовательности) – Чему научились? – Где можно применить полученные знания? – Они нам пригодятся? 5. Домашнее задание (1 мин) Написать рассказ на тему «Необыкновенные приключения шестиклассника», используя основные композиционные элементы 7
|
Материалы для скачивания: Скачать архив урока Скачать конспект урока