Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Русский язык, 5 класс, "Правописание корней с чередованием Е//И"

Конспект урока по русскому языку

«Правописание букв И/Е в корнях с чередованием»

Цели урока:

·         обобщить представления учащихся о правописании букв И/Е в корнях с чередованием;

·         научить детей отличать друг от друга омонимичные корни;

·         воспитывать любовь к русскому языку.

Задачи урока:

·                     формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

·                     развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;

·                     воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;

·                     реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

§     овладение навыками сравнения, по результатам  наблюдения формулировать выводы  в соответствии с целями и задачами;

§     формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

§     развитие навыков сотрудничества;

§     освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предполагаемые предметные результаты:

·         развитие орфографической зоркости, переключаемости внимания, оперативной памяти;

·         уточнение  представлений о правописания корней с чередованием и омонимичных корней;

·         формирование организованности, усидчивости, ответственности.

1

Оборудование: презентация PowerPoint (Приложение 1), индивидуальные карточки (Приложение 2), карточки для работы в парах (Приложение 3), карточки для проверочной работы (Приложение 4).

План урока.

1.                 Вызов. Актуализация знаний(10 мин.)

2.                 Осмысление содержания  (20 мин.)

·         Наблюдение.

·         Работа с алгоритмом.

·         Вывод.

3.                 Рефлексия (5 – 7 мин.)

4.                 Домашнее задание (3 – 4 мин.)

2

Ход урока.

I.                   Вызов.

 - Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правописанием букв И/Е в корнях с чередованием. Давайте вспомним правило, которое вы должны были выучить дома. Ответы учащихся.

- Спасибо. Следующий мой вопрос будет сложнее. Вспомните, какие типы речи мы с вами знаем? Ответы учащихся.

- Раз вы так прекрасно знаете теорию, то и с практическим заданием справитесь с легкостью. У меня на доске представлен текст-повествование с элементами рассуждения. Но вот беда – слова девочки, размышляющей о действиях своего брата-лентяя куда-то пропали. Пожалуйста, помогите мне исправить это недоразумение. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными и графически объясните их написание, а также  допишите мысли девочки, то есть добавьте к тексту элемент рассуждения. Пусть ваш ответ будет небольшим. Два-три предложения. Не забудьте, что в вашем оригинальном тексте также должны быть слова с чередующимися гласными в корне.

3

Текст для работы:

Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб…рает квартиру, ст…рает пыль, зап…рает шкафы, заст..лает постели, а потом заж..гает лампу и любуется, как все бл…стит. Ей нравится помогать маме.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя  и говорит: ответы учащихся.

Примерный вариант ответа:

«Пусть он хоть раз здесь уб…рет! Неужели трудно ему зап…реть шкаф, заст…лить постель, прот..реть стол, чтобы все сияло и блестело? Не умер бы, если бы поработал».

- Пожалуйста, прочитайте выписанные ваши слова и устно объясните выбор той или иной буквы.

- Зачитайте получившиеся у вас тексты.

4

- Назовите корни с чередованием букв О/Е, которые вы знаете?

Постановка проблемного вопроса

- Посмотрите на слова, записанные на доске. На какие две  группы можно разделить всё слова, которые были записаны на доске?

- Как же нам отличать эти корни друг от друга? Давайте составим алгоритм, который поможет нам научиться отличать корни с чередованием от омонимичных корней. 

Решение поставленной проблемы

 - Какие слова относятся к корням с чередованием?

Кто догадался, как проверить правописание данных слов? Приведите примеры.

- А что делать со словами с омонимичными корнями. Как поступить в этом случае?Приведите примеры.

 

5

Работа с упражнением на закрепление материала

Упражнение 3

Игра «Верю – не верю»

1. В слове бирка пишется и, потому что далее идет суффикс -а-. (Нет, -а – это окончание.)

2. Слово зажигалка не подчиняется «ослиному правилу», потому что это существительное. (Нет, подчиняется.)

3. В слове блестящий надо писать и, потому что я обозначает звук [а] и мягкость предыдущего согласного. (Нет.)

4. Слово примирение надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая. (Да, мир.)

5. Слово собиратель надо писать с и, потому что здесь есть суффикс –а- и это корень с чередованием. (Да.)

Физминутка

6

Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наши правила. Сделаем так: 1 вариант – буковка е. 2-ой – и. Я называю слово, если там пишется е – встают ребята 1 варианта, и – 2го.

Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу.

Упражнение 219, стр. 98

Упражнение 5 (резерв)

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните свой выбор.

Соб_ру коллекцию, сп_шу на работу, зап_вать водой, пост_лить простыню, бл_стеть на со_нце, выб_раю конфету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нетерпения, прим_рять костюм, прим_рить друзей, соб_ратель марок, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме.
7

- Ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

 - Как  отличить корни с чередованием от омонимичных корней?

 Рефлексия: анализ полученной информации

- В конце урока я обычно подвожу итоги нашей совместной работы. Давайте сегодня изменим привычную схему. Предлагаю вам самостоятельно сформулировать выводы о проделанной работе. Свои мысли, пожалуйста, оформите в виде синквейна. Тема нашего нерифмованного стихотворения: «Корни с чередованием». Если кто-то забыл, как составляется синквейн, то обратите внимание на доску. Там вы найдете небольшую подсказку.

Работа над синквейном. Чтение вслух работ. 

8

Опорная схема для составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Примерный вариант ответа:

Чередование.

Безударные. Чередующиеся.

Подбирать. Проверять. Выделять.

Нужно учить правила.

Суффикс.

9

Домашнее задание:

- Запишите в дневники домашнее задание. Послушайте оценки, полученные за урок. Спасибо вам за работу.

10