Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Литература, 7 класс, "Вот это да, учительница называется"

План-конспект

«Вот это да! Учительница называется!»

(по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского")
Цель: систематизация знаний о рассказе В. Распутина «Уроки французского»

Задачи:

– формирование умения анализировать художественное произведение, развитие коммуникативных навыков учащихся;
– формирование навыков работы с литературоведческими терминами;
– развитие навыков выразительного чтения;
– навыки работы коллективно и попарно;
– развитие речи учащихся, развитие творческого подхода при работе с произведением;
– развитие монологической речи;
– воспитание этических норм взаимоотношений учащихся.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: общеклассная, групповая, индивидуальная

Оборудование: доска, мел, тетради, ручки, компьютер, презентация, проектор, колонки.
Способ проведения: урок применения знаний и умений

Межпредметные связи: история
1
План урока:

1) организационный момент; 2) просмотр эпизода из фильма; 3) беседа с учениками; 4) рефлексия; 5) подведение итогов.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжаем работу над произведением В. Распутина «Уроки французского». Ребята, я прошу вас про себя прочитать тему урока. Прочитали? А теперь давайте посмотрим с вами отрывок из фильма, показывающий кульминационный момент рассказа Распутина «Уроки французского». (отрывок из фильма)

– Скажите, почему директор кричит на учительницу? Чем он возмущен? Можно ли согласиться с его словами?

– Сегодня мы должны понять, совершила ли Лидия Михайловна преступление.

– Давайте разбираться. Почему учительница совершила такой поступок? (Наводящие вопросы: а как мальчик жил в городе? а почему он жил в городе один? почему он недоедал?)

– Поступок учительницы директор называет преступлением. Чтобы понять, кто же прав, обратимся ко времени, показанному в рассказе.

– А что это было за время? (послевоенные годы)

2
– Перед вами на столах лежат опорные конспекты, давайте обратимся к ним и найдем детали того времени, описание жизни и быта людей (работа с опорными листами, выделение ключевых деталей-слов). Работаем индивидуально. Прочтите те детали, которые характеризуют послевоенное время.

– Действительно, тогда было непростое время, суровое и сложное, но и в таких условиях люди смогли сохранить в себе доброту, милосердие и сострадание.

– Такой была и Лидия Михайловна, героиня автобиографического рассказа В. Распутина «Уроки французского». Послушайте, что сам автор пишет, будучи взрослым человеком, о событии из детства. «Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мною, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди». У Лидии Михайловны есть реальный прототип – это учительницы, которая занималась с мальчиком в пятом классе французским языком.

– Но, не смотря на автобиографичность, образ Лидии Михайловны художественный, собирательный. Он складывается из двух основных характеристик: портрета и поступков героя.

3
– А что такое портрет? Посмотрите, пожалуйста, в своих словариках. Давайте обратимся к тексту и найдем портрет учительницы. Как автор изображает учительницу французского языка? Что ее внешность говорит о ней?

– Я предлагаю вам поработать в группах и выбрать, на ваш взгляд, те качества, которыми обладает учительница. Пожалуйста, выберите нужные качества, которые характеризуют героиню. Напоминаю, что это групповая работа, обсуждение приветствуется. (Работа по группам. Первая группа, прикрепите листы с качествами к нашему дереву. Вопрос ребенку про одно из качеств. Вторая группа, сделайте тоже самое. Вопрос ребенку про качество).

– Давайте обобщим, что же у нас получилось.

– Посмотрите, какой образ у нас получился. На нашем дереве нет ни одной отрицательной черты. О чем это говорит? Но директор все равно видит в ее поступке преступление.

– Мы с вами проанализировали портрет героини. Давайте теперь обратим внимание на поступки учительницы. Как она пыталась помочь мальчику? Сколько попыток она совершила? (спросить, зачем она затеяла игру, не забыть про антипедагогичность, вызвать ребят на дискуссию)

– Ее поведение показывает, что перед нами честный и добрый человек.

4
– Лидия Михайловна преподавала французский язык. Но на самом деле она учила чему-то большему. Чему? (Лидия Михайловна формально учила мальчика языку, но суть ее уроков заключалась в другом – учительница согревала своей заботой одинокого, голодного ребенка, учила его добру). А в чем состояли ее уроки доброты? Так значит, это было все-таки не преступление, а уроки доброты.

– Мы сегодня много говорили об учительнице, нашли объяснение ее поступку. Давайте вернемся к теме урока. Теперь я попрошу сейчас прочитать ее вслух, но с такой интонацией, чтобы я поняла ваше отношение к учительнице. А почему вы произнесли эту фразу именно так? Что вы хотели этим сказать?

– Давайте посмотрим, какой же образ учительницы у нас получился. Внешность, черты характера, поступки – все говорит о том, что это был необыкновенный человек, способный научить добру. А сможем ли мы теперь, после проделанной совместной работы, защитить Лидию Михайловну перед директором? Я предлагаю вам написать слово в защиту учительницы. Это работа групповая, обсуждайте, спорьте, пишите.

– Слова защиты для поступка героини нашел и Валентин Распутин.

– Ребята, я благодарю вас за сотрудничество. Все получают отличные оценки. И в память о нашем уроке мне бы хотелось подарить вам частичку своей доброты. (Появляется посылка с яблоками. К каждому яблоку прикреплен листочек с тематическими цитатами)
5