Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Русский язык, 8 класс, "Речевой этикет"

Урок русского языка по теме

 «Речевой этикет»


Тип урока: урок усвоения новых навыков и умений

Цели:

- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

- развивающая: научить использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;

- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей, интереса к изучению русского языка.

Формы работы: общеклассная

Оборудование: доска, мел, тетради, ручки, компьютер, проектор, экран, презентация.

Способ проведения: урок-игра

План урока:

1) организационный момент;  2) беседа с учениками;  3) объяснение новой темы и применение новых знаний на новом языковом материале;  4) подведение итогов;  5) задание на дом.

1

Ход урока.

1. Организационный момент. (1 мин)

Учитель приветствует класс:

- Hi, people!

2. Беседа с учениками. (1- 3 мин)

Слово учителя с элементами беседы.

- Почему вы так удивлены?

- Я неправильно обратилась к вам?

- А как же я должна была вас поприветствовать? Почему?

- Итак, как вы считаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Что мы с вами должны узнать? Чему научиться?

3. Объяснение новой темы и применение новых знаний на новом материале (30 мин)

- Слышали ли вы когда-нибудь слово ЭТИКЕТ? Если да, то что оно означает?

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Эти правила называются речевым этикетом. В каждой определенной ситуации мы используем определенные обращения. Обращение – это призыв, речь или просьба, обращение к кому-либо…, слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью  (приведите примеры обращений). 

2

Мы не замечаем речевых правил, так как они привычны. Заметным становится их нарушение: продавец покупателю сказал «ты»; близкий знакомый обратился слишком официально… Такое неисполнение норм речевого этикета заканчивается обидами, ссорами. Чтобы избежать подобных недоразумений необходимо каждое обращение выбирать с учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где - когда – почему – зачем говорит.

На сегодняшнем уроке я проверю, как вы умеете употреблять этикетные слова и обращения в разных речевых ситуациях.

Задания:

Задание №1. Первое задание будет связано с речевой ситуацией просьбы.

Перед вами три ситуации, помогите героям правильно попросить о чем-либо. Свои варианты запишите в тетради. На работу вам отводится три минуты.

1. Зайцы просят деда Мазая о помощи. Первую ситуацию вместе: «Милый дедушка Мазай, спаси нас, пожалуйста!»

2. Иван-Царевич просит Бабу-Ягу показать ему дорогу (уважаемая Баба-Яга, помоги мне найти дорогу)

3. Три поросенка просят Волка не разрушать их домик (Уважаемый Волк, пожалуйста, не разрушайте наш домик)

3

Задание №2.  В следующем задании я предлагаю вам немного побыть диспетчерами. Это те люди, которые делают объявления  на вокзалах, станциях и других местах. Представьте себе ситуацию. Сказочный аэропорт, рейс №9 в Тридевятое царство задерживается на час. И вам необходимо объявить о его задержке.

Вот три объявления. Найдите ошибки в объявлениях, исправьте их, выберите правильное, свое мнение обоснуйте.

Первое объявление: Уважаемые пассажиры! Вылет рейса №9 временно задерживается. Только что получено сообщение, что Иван-царевич уже вылетел на скоростном ковре-самолете и через час будет здесь.  Ждите наших объявлений!                  

Второе объявление: Уважаемые пассажирчики! По техническим причинам рейс №9 задерживается. Авиакомпания Тридевятого царства приносит вам свои извинения. У нас работают аудиосолон Соловья-разбойника, видеоизбушка Бабы-Яги  и кафе «Скатерть-самобранка».

Третье сообщение: Эй, вы! Рейс №9 отменяется. Когда полетите, не знаем.

4

Задание №3.  Третье задание будет связано с правилами употребления этикетных формул в письменной речи. Представьте, Золушка решила поздравить Фею, Отца и Принца с Новым годом. Золушка написала три открытки, но забыла написать имена адресатов. Помогите Золушке и доставьте необходимые данные. Работаем по вариантам.

Фея: Уважаемая Фея! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему такой же доброй, мудрой и щедрой. Вы самая обаятельная. Ваша Золушка.

Мачеха:    Изобретательная   Мачеха! Поздравляю Вас с Новым Годом! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт  во всех Ваших начинаниях. Всегда готовая помочь Золушка!

Принц:   Милый Принц! Поздравляю тебя с Новым годом! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни. Целую тебя. Золушка.

5

Задание №4.  Мне недавно пришло письмо. Вот оно. Но в нем много ошибок. Ребят, перепишите его в тетрадь, исправляя ошибки.

Лити с приветам, вернис сатветам!!!

Миленькая Людмилочка Аликсандровна!!! Драсьти! Жыву я классно, чё и вам  жи лаю. Как там наши?  Ну, пака, жду атвета как соловей лета!!! Пешыти! Ваш любимый Коля.

 

3. Подведение итогов урока. (1-3 мин)

 

  - Что нового мы сегодня с вами узнали?

  - Чему научились?

  -  Какие условия необходимо соблюдать при выборе форм обращения к собеседнику?

 

6

4. Домашнее задание. (1 мин)

Написать письмо на тему «Самый замечательный день летних каникул».

1 ряд – классному руководителю;

2 ряд – бабушке;

3 ряд – другу (подруге)

 

7