Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Литература, 8 класс, "Семья - это бесценный дар"

Урок по литературе на тему

«Семья – это бесценный дар»

 


Методический комментарий к уроку литературы по теме                                      «Семья – это бесценный дар»

Семья – это самое трудное понятие для объяснения и одновременно самое простое. Каждый из нас знает, что такое семья, но попробуйте дать определение этой категории. Согласитесь, задание не из легких. И если нам, взрослым, над такой задачей приходится поломать голову, то что же говорить о детях? Как им объяснить, что же такое семья, семейные ценности? И главное, кто должен с ними на эту тему разговаривать? И когда такие беседы надо вести? По дороге в школу? Или вечером за ужином? А если поднять эту тему на классном часе в школе? А может быть лучше помочь школьникам самостоятельно найти ответ на этот вопрос, позволить им сформулировать свою точку зрения с опорой на примеры, взятые не только из личной жизни, но и из лучших произведений мировой литературы?

Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются взаимоотношения поколений и отношения в семье. Сам подход к этой вечной теме у писателей  разный, но все они едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих  ценностей, переходящих из поколения в поколение. В русской классической литературе семья – это нравственная основа человеческого бытия. «Мысль семейная» активно изучается в рамках произведений XVIII, XIX веков, например, в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, «Капитанской дочке», «Евгении Онегине» А.С. Пушкина. Но, к сожалению, совершенно не затрагивается при изучении древнерусской литературы. 

1

Данный  урок – попытка разобраться  в том, как раскрывалась тема семьи в произведениях древнерусской литературы. Внимание к одному из ключевых для искусства образов – образу семьи – позволяет, с одной стороны, выявить особенности авторского мировосприятия и художественного осмысления действительности, с другой стороны, проследить развитие данного образа в русской литературе разных эпох. Последнее способствует формированию представления о преемственности в русской литературе, помогает воспринимать развитие отечественной литературы как сложный и целостный процесс.

Предлагаемый  урок может быть проведен в 8-м классе. Тема актуальна, так как подростков волнуют проблемы взросления, они должны отличать истинные ценности от мнимых, понимать роль семьи и дома в жизни человека. Урок формирует нравственные ценности подростка. В результате анализа текста дети приходят к выводу, что семья – это самое главное в жизни в человека, а любовь, доверие и уважение – это категории, которые никогда не потеряют своего значения.

 В качестве технологии обучения была выбрана личностно-ориентированная модель. Ее использование позволяет учитывать интересы учеников. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам литературы, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время. А создание по ходу урока кластера вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса к  изучаемой теме.

2

Посредством данного урока могут быть реализованы требования нового ФГОС, который предполагает достижение следующих результатов обучения:

- предметные результаты: понимание связи литературных произведений со временем их написания, выявление непреходящих нравственных ценностей, нашедших отражение в данных книгах; анализ эпических произведений; понимание авторской  позиции и формирование собственного отношения к ней; ответы на вопросы, умение вести диалог, создавать монологическое высказывание;

- личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе;

- метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать вывод.

3

Цель: осмысление необходимости семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание  значимости семьи как основы общества.

Продолжительность: 2 урока (80 минут)

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения, иллюстративный метод.

Формы работы: общеклассная, групповая, индивидуальная

Технология  обучения: личностно-ориентированная

Оборудование: доска, мел, тетради, ручки, компьютер, презентация, проектор.

Способ проведения: урок применения знаний и умений

Задачи:

– формирование умения анализировать художественное произведение, развитие коммуникативных навыков учащихся;

– формирование навыков работы с литературоведческими терминами;

– развитие навыков выразительного чтения;

– навыки работы коллективно и попарно;

– развитие речи учащихся, развитие творческого подхода при работе с произведением;

–  развитие монологической речи; 

– воспитание этических норм взаимоотношений учащихся.

4

Виды  учебной деятельности:

репродуктивная: составление  кластера «Идеал семьи в древнерусской литературе»; ответы на вопросы репродуктивного характера;

рецептивная: чтение и восприятие прочитанных произведений;

поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы;

исследовательская: сопоставительный  анализ произведений.

Межпредметные связи: история, русский язык, мировая художественная культура

Опережающие  задания: перечитать тексты произведений древнерусской литературы: «Повесть о Петре и Февронии», «Житие протопопа Аввакума», «Поучение Владимира Мономаха»; индивидуальное задание – презентация «Семейные отношения в «Домострое».

5

План урока:

Этап урока

Содержание этапа

Время

1.

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе.

1-2 мин.

2.

Актуализация знаний учащихся. Фаза вызова.

Определение темы, целей урока.

5 мин.

3.

Фаза осмысления

Презентация

10 мин.

4.

Фаза реализации

Работа в группах, беседа

40 мин.

5.

Рефлексия

Составление кластера, беседа

20 мин.

6.

Итоги урока

Обобщающее слово учителя

2 мин.

7.

Домашнее задание

Составление синквейнов

1-2 мин.

6

ХОД  УРОКА 

1) Организационный момент (1-2 мин.)

– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы продолжаем знакомиться с древнерусской литературой. И на сегодняшнем уроке мы постараемся воссоздать идеал семьи, существовавший в Древней Руси. Мы с вами будем работать по группам. Каждая группа учащихся получит ключевые вопросы, ответив на которые, сможет выяснить, какие идеалы семьи существовали в 11-16 веках (период развития древнерусской литературы). Результатом нашей работы станет создание опорных кластеров, которые помогут вам не только ответить на вопрос, поставленный в начале урока, но и сформировать свое представление о семье и семейных ценностях, существовавших в Древней Руси, а также сопоставить их с идеалами семейных отношений, которые культивируются в наше время.

7

2) Актуализация знаний (фаза вызова) (5 мин.)

- Скажите, ребята, почему для человека так важна семья? (В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали, совершаем первые самостоятельные поступки, учимся оценивать поступки других и свои собственные).

- А что такое семья? (Союз любящих людей, у которых есть дети; ячейка общества и другие варианты ответов)

- А какая же семья была в Древней Руси? Об этом мы можем узнать, познакомившись с «Домостроем» - памятником древнерусской литературы 16 века, являющимся сборником советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Смысл «Домостроя» в ответственности мужа и жены друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное  состояние семьи, за ее благополучие.

8

3) Фаза осмысления (10 мин.)

Опережающее задание. Подготовленный ученик представляет презентацию «Домостроя» (Приложение 3).

4) Фаза реализации (40 мин.)

- Тема семьи  – одна из ведущих в русской  литературе.  Вспомните, как муромский князь Петр и его супруга Февронья боролись за свою любовь, как своим примером показав окружающим, какой должна быть настоящая православная семья! Восхищения достойна и семья протопопа Аввакума. Его жена и дети не побоялись изгнания и разделили с ним все тяготы жизни в ссылке. А как заботился о нравственном воспитании своих детей Владимир Мономах в знаменитом «Поучении…»? Перед вами на доске записаны вопросы для анализа. Пожалуйста, совместно с участниками своей группы сформулируйте ответы на эти вопросы и расскажите о тех семейных ценностях, которые прославлялись в выбранных для анализа произведениях.

Вопросы для анализа:

- Какая атмосфера царит в семье?

- Какие моральные принципы прививались в семье?

- Как автор произведения относится к семье? Какой идеал создает?

9

Первая группа

1. На примере «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы понимаем, что муж и жена должны уважать друг друга, уметь находить компромиссы, быть предельно честными и откровенными. Именно такое отношение позволит сохранить мир и гармонию в семье. При этом важно помнить, что брак заключается на небесах, поэтому супруги должны быть духовно связаны друг с другом.

2. Жена должна во всем слушаться своего мужа, быть терпеливой, не пытаться доказывать свое превосходство, а помогать супругу развиваться духовно. Так поступала Феврония, терпеливо переносившая все испытания мужа, и покорно ожидавшая свершения воли Господа, постепенно подталкивая Петра к духовному развитию. При этом муж должен уважать. защищать жену, не обижать ее..

3. Автор (Ермолай-Еразм) на примере своих героев показывает, какой духовный путь необходимо пройти каждому, прежде чем связать себя узами брака. Петр и Феврония – это образец христианской семьи. Автор на их примере показывает, как в мирской жизни необходимо готовить себя к «жизни будущей». И если супруги соблюдают заповеди Божьи, помогают друг другу расти духовно, то их ждет «блаженство».

10

Вторая группа

1. Протопоп Аввакум - образцовый семьянин. Он любит «своих робяток», печалится об их горькой участи и о своей разлуке с ними (семья протопопа была сослана на Мезень). Его жена Настасья – помощница мужа в достижении им спасения («да даст ми жену – помощницу ко спасению»).

2. Аввакум, будучи священником, дает своей жене и детям моральные наставления. Жена протопопа безропотно идет за мужем в далекую сибирскую ссылку: за четыре мешка ржи во время голода отдает свое единственное сокровище — (верхнюю одежду из шерстяной ткани), а затем копает коренья, толчет сосновую кору, подбирает недоеденные волками объедки, спасая детей от голодной смерти; Марковна помогает мужу морально переносить все невзгоды, которые обрушивает на него жизнь.

3. Изображая себя в обстановке семейно-бытовых отношений, Авва­кум стремится подчеркнуть неразрывную связь бытового уклада с церковью. Он никогда не забывает о своем долге перед семьей, старается скрасить близким тяготы жизни в ссылке. Для него жена и дети – самая большая опора в жизни.

11

Третья группа

1. Великий русский князь Владимир Мономах написал «Поучение», желая уберечь своих детей от ошибок, помочь им осознать силу и ценность единственно достойного человека пути. 

2. Владимир Мономах утверждает добрые наклонности: «Добро творя, не ленитесь ни на что хорошее. Чего не умеете, тому учитесь. Усердно трудитесь». Князь учит детей правилам взаимоотношений с людьми: «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Больного навестите. Напойте и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте. Старых чтите как отца, а молодых как братьев. Более всего чтите гостя; если не можете почтить его подарком, то угостите пищей и питием».

3. Он призывает детей к борьбе с дурными наклонностями: «Не ленитесь. Леность ведь мать всему дурному. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Соблюдайте слово свое. Гордости не имейте в сердце и уме».

12

5) Рефлексия (20 мин.)

- Вы отлично поработали. А теперь давайте создадим кластеры, которые помогут выразить идеал семьи, который нашел отражение в древнерусской литературе. (Работа по группам, представление результатов в виде кластеров. Каждая группа составляет свой кластер в заранее распечатанных учителем формах).

- Вспомните, какой изображается семья в русской классической литературе? Что изменилось? (Можно вспомнить роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в котором автор ностальгирует по былым временам, по тем семейным ценностям, которые постепенно уходят в прошлое. В современной литературе – иная картина. Поменялось общество, поменялось и отношение людей к своему дому, своей семье, в настоящее время из семьи исчезают душевность, простота, взаимопонимание).

13

6) Итоги урока (2 мин.)

- Сейчас самое время подвести итоги нашего урока. Давайте сделаем это вместе в форме синквейна. Прошу записать ваши стихотворения в тетради.

Пример синквейна:

Семья.

Крепкая и любящая.

Ждут. Поддерживают. Верят.

Она построена на любви.

Мечта.

7) Домашнее задание (по выбору) (2-3 мин.)

Письменные ответы на вопросы:

- Какой идеал семьи существует в настоящее время?

- Как средства массовой информации влияют на формирование семейных ценностей?


14

Литература:

1. Зарецкий Ю.А. «Жизнь протопопиц и «Житие» Аввакума» // «Неприкосновенный запас», 2013, №40 (90), с. 15-19

2. Русская литература  XVIII-XIX веков. Большой учебный справочник. М ., «Дрофа», 2007 г.

3. Торопчина Л.В. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века. – ж-л «Литература», №7, 2007 г.

15