Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Русский язык, 11 класс, Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по исходному тексту (ФГОСы)


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по исходному тексту
Цели урока:

Образовательная:
подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

Развивающая:
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная:
воспитание способности видеть и понимать великое искусство.

Задачи урока:
обратить внимание на речевое оформление сочинения
отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения

Оборудование:
индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;
исходный текст (сборник Н. Сениной «Подготовка к ЕГЭ – 2016 год, вариант 19);
раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).
1
Формируемые УУД:

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
2
Основные понятия:
этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Ресурсы:
интерактивная доска, текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература.

Организация пространства:
индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.
3
I. Организационный.

II. Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя
(3 мин.)

- Ребята, скажите, что такое настоящее искусство? Может ли подлинное искусство влиять на человека? И умеет ли каждый из нас видеть и замечать то, что называется искусством?

 - Проблемный вопрос:
Как вы считаете, почему нашему уроку я предпосылаю такие вопросы? Как может быть сформулирована тема урока?
4
II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (2 мин.)

- Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание варианта С на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения. Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы
5

2. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания». (3 мин.)

Лексическая работа. Учащиеся работают с словарем

1) искусство -образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей

 Индивидуальное задание.

Обучающиеся подобрали иллюстрации художников, скульпторов по теме «Искусство», а также эпиграф к уроку: «Искусство живет тогда, когда его кто-то воспринимает» Х. Картунен.

6

3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.

(5 мин.)

Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы:

что волнует автора? какова основная проблема текста?

Информация о выполнении задания.

1 группа определяет проблему.

- Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора - это проблема влияния подлинного искусства на человека.

2 группа   выделяет позицию автора. Позиция автора: сила искусства может преобразить человека. Видя прекрасное, герой понимает, как человек несовершенен, тем не менее, в его душе пробуждается радость от вида прекрасной Венеры Милосской.

7

4. Формулирование проблемы.

Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.)

Формулируют проблему текста. Записывают в тетрадь: «Как влияет подлинное искусство на человека?»

5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. (3 мин.)

Учитель организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте. Напоминает о том, что учащимся необходимо составлять комментарий с опорой на текст.

Напоминает о критериях оценивания экзаменационной работы.

Учащиеся составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

8

6. Определение позиции автора.

Выражение собственного мнения.

Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.)

Учитель организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора: Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами.  

Учащиеся определяют позицию автора. Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения.
9

7.Аргументация проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. (3 мин.)

Учитель организует работу по нахождению аргументов. Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым). Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца. Напоминает об оценивании аргументов экспертами.

Учащиеся называют и сопоставляют аргументы. Вспоминают примеры из художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

Цель: усвоение учащимися определения тезиса. (4 мин.)

Учитель организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итого анализа. Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.

Учащиеся работают в парах. Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы. Используют алгоритм написания.

10

9.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения.

Цель: самооценка результатов своей деятельности. (10 мин.)

Учитель организует деятельность по применению полученных знаний. Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Учащиеся письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным, корректируют и проверяют работы друг друга.

10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

Прослушивание частей сочинения  учащихся. Работа над сочинением.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. (4мин.)

Учитель выявляет границы применения нового знания. Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.

Учащиеся корректируют работы.

11

11. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. (1 мин.)

Учитель организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

- Урок хочется завершить словами Максима Горького: «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы».

Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?

Учащиеся Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. Отвечают на вопросы.

12
VIII. Домашнее задание. (1 мин.)

Учитель предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту Г. Успенского «Выпрямила»  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе

13

Приложение 1

Задание. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

14

2. Алгоритм написания сочинения по русскому языку (часть С)

1. Постановка проблемы.

2. Комментарий к поставленной проблеме.

3. Позиция автора.

4. Собственная позиция.

5. Аргументы.

6. Заключение.

15

Приложение 2

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения

Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме.
Следите за абзацным членением текста.
Избегайте громоздких предложений.
Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь.
Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз).
Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик.
Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным.

16