Русский язык, 7 класс, "Деепричастие", ФГОСы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»». |
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов. Технология(-и) урока: приемы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированная технология, принцип развивающего обучения, дифференцированный подход. Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная. Методы и приемы организации деятельности: слушание текста с выполнением задания на выделение ключевой информации, беседа, использование наглядности, раздаточный материал, восстановление таблицы. Опорные понятия: деепричастие, деепричастный оборот, признаки деепричастия, фразеологизм. Межпредметные связи: литература. Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, конспект-сопровождение урока. 1
|
Цели: 1. Обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте. 2. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. 3. Формировать УУД: Ø Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности; Ø Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; Ø Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; Ø Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями. 2
|
Результаты: Предметные: Ø Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; Ø Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами. Личностные: Ø Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности. Метапредметные: Ø Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД); Ø Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД); Ø Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД). 3
|
I. Организационный момент. Приветствие. Включение в деловой ритм.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа. II. Мотивация к учебной деятельности. - А какова тема нашего урока, вы узнаете, решив лингвистическую задачу. - На доске (слайд 1) у вас записаны слова, попробуйте сгруппировать их и найти слово, которое лишнее. Задумавшись Задумавшиеся Задуманная Задумывающиеся - А почему вы так думаете?
- Итак, запишите тему нашего урока: "Повторение сведений о деепричастии" Опираясь на тему урока, попробуйте определить цель урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Чему мы должны научиться на уроке? 4
|
III. Актуализация знаний. Приём "Корзина вопросов": учитель предлагает ученикам выбрать из корзины один стикер с вопросом по теме "Деепричастие". -Что такое деепричастие? -Каковы его морфологические признаки? -Что такое деепричастный оборот? -Как пишется НЕ с деепричастиями? -Как образуются деепричастия совершенного? -Как образуются деепричастия несовершенного вида? -Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? - Расскажите о знаках препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах Ответы (слайд 3-10) 5
|
IV. Обобщение и систематизация знаний. 1) Работа над предложением (работает ученик у доски): Листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. -Выделите грамматическую основу предложения. -Какое это предложение? Чем осложнено это предложение? -Какие знаки препинания Вы поставите? Объясните их постановку? Начертите схему. 2) Спишите, раскрывая скобки (слайд 11): «Не с деепричастиями» (Не)зная ничего (не)чувствуя опасности (не)думая ни о чём Идти (не)спеша (не)доумевал по поводу случившегося (не)говоря лишних слов работать (не)покладая рук (не)беспокоясь ни о чём (не)навидя ложь (не)решаясь приблизиться Коллективная проверка. 6
|
3) Распределите деепричастия на две группы (слайд 12): совершенного и несовершенного вида. Обозначьте суффиксы деепричастий. отражаясь в воде пригорюнившись качая вершинами убежав от всех устремив взгляд облетая с деревьев прислушиваясь к шорохам погрузившись в раздумья Коллективная проверка7
|
V. Применение знаний и умений в новой ситуации. 1) Работа с раздаточным материалом (Приложение 1). - Прочитайте текст. В чем заключается основная идея? Найдите предложения с деепричастными оборотами. 2) Составьте предложения (слайд 13): Раскаты грома доносились из-за леса. Они предупреждали о грозе. Выпал снег. Он ярко блестел под лучами солнца. Шумят деревья на ветру. Они роняют свои последние листья.
3) Задание: Найдите деепричастия, сделайте их морфологический разбор. 1) Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. 2) Отражаясь, березы ломались в пруду. 3) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам. 4) Опрос 1) Что такое фразеологизмы? Приведите примеры. 2) Могут ли деепричастия входить в состав фразеологизмов?
Задание. Найдите пару (см. таблица 1, Приложение 1) 8
|
VI. Контроль усвоения знаний. Рефлексия.Итоговый тест (см. Приложение 2) Рефлексия: Закончите фразы (в тесте). VII. Домашнее задание Д/з: Подготовиться к диктанту по теме «Деепричастие»: §§ 43-46 – повторить. 9
|
Приложение 1
(Текст) Тяпка – мой симпатичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об ограничениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковой опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между камней, течет ручей с ледяной водой. Тяпка жадно пьет из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, капроновый чулок. Течение, листая размокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрепанные остатки веника.
Кто и зачем принес сюда все это? Ребята, уходя из леса, не забывайте захватить банки от сгущенного молока, консервов, бумажки, целлофановые пакеты. Помните: чтобы размокла, рассыпалась, смешалась с почвой брошенная в лесу газета, нужен как минимум год; с пустой жестяной банкой это происходит за несколько лет; для полиэтиленового пакета потребуется много десятилетий, а осколки разбитой бутылки будут обезображивать нашу прекрасную землю веками. Знайте: к Земле нужно относиться бережно, заботливо, любовно, одним словом, по-человечески! 10
|
Таблица 1. Найдите пару
11
|
Материалы для скачивания: Скачать конспект урока