Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Русский язык, 7 класс, "Деепричастие", ФГОСы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Технология(-и) урока: приемы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированная технология, принцип развивающего обучения, дифференцированный подход.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы организации деятельности: слушание текста с выполнением задания на выделение ключевой информации, беседа, использование наглядности, раздаточный материал, восстановление таблицы.

Опорные понятия: деепричастие, деепричастный оборот, признаки деепричастия, фразеологизм.

Межпредметные связи: литература.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, конспект-сопровождение урока.

1

Цели:

1.      Обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте.

2.      Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

3.      Формировать УУД:

Ø Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

Ø Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

Ø Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;

Ø Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

2

Результаты:

Предметные:

Ø Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;

Ø Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные: 

Ø Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Ø Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);

Ø Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

Ø Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД).

3

I. Организационный момент.

Приветствие. Включение в деловой ритм.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- А какова тема нашего урока, вы узнаете, решив лингвистическую задачу.

- На доске (слайд 1) у вас записаны слова, попробуйте сгруппировать их и найти слово, которое лишнее.

Задумавшись Задумавшиеся Задуманная Задумывающиеся

- А почему вы так думаете?

- Итак, запишите тему нашего урока: "Повторение сведений о деепричастии" Опираясь на тему урока, попробуйте определить цель урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Чему мы должны научиться на уроке?

4
III. Актуализация знаний.
Приём "Корзина вопросов": учитель предлагает ученикам выбрать из корзины один  стикер с вопросом по теме "Деепричастие".

-Что такое деепричастие?

-Каковы его морфологические признаки?

-Что такое  деепричастный оборот?

-Как пишется НЕ с деепричастиями?

-Как образуются деепричастия совершенного?

-Как образуются деепричастия несовершенного вида?

-Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?

- Расскажите о знаках препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах

Ответы (слайд 3-10)

5
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1) Работа над предложением (работает ученик у доски):

Листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно.

-Выделите грамматическую основу предложения.

-Какое это предложение? Чем осложнено это предложение?

-Какие знаки препинания Вы поставите? Объясните их постановку? Начертите схему.

 2) Спишите, раскрывая скобки (слайд 11):

«Не с деепричастиями»

(Не)зная ничего

(не)чувствуя опасности

(не)думая ни о чём

Идти (не)спеша

(не)доумевал по поводу случившегося

(не)говоря лишних слов

работать (не)покладая рук

(не)беспокоясь ни о чём

(не)навидя  ложь

(не)решаясь  приблизиться

Коллективная проверка.

6

3) Распределите деепричастия на две группы (слайд 12): совершенного и несовершенного вида. Обозначьте суффиксы деепричастий.

отражаясь в воде

пригорюнившись

качая вершинами

убежав от всех

устремив взгляд

облетая с деревьев

прислушиваясь к шорохам

погрузившись в раздумья

Коллективная проверка
7
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1) Работа с раздаточным материалом (Приложение 1).

- Прочитайте текст. В чем заключается основная идея? Найдите предложения с деепричастными  оборотами.

2) Составьте предложения (слайд 13):

Раскаты грома доносились из-за леса. Они предупреждали о грозе.

Выпал  снег. Он ярко блестел  под лучами солнца.

Шумят деревья на ветру. Они роняют свои последние листья.

3) Задание: Найдите деепричастия, сделайте их морфологический разбор.
Работа по рядам.

1) Зима, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

2) Отражаясь, березы ломались в пруду.

3) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.

4) Опрос

1) Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

2) Могут ли деепричастия входить в состав фразеологизмов?

Задание. Найдите пару (см. таблица 1, Приложение 1)

8

VI. Контроль усвоения знаний.

Рефлексия.
Итоговый тест (см. Приложение 2)
Рефлексия: Закончите фразы (в тесте).

VII. Домашнее задание

Д/з: Подготовиться к диктанту по теме «Деепричастие»:

§§ 43-46 – повторить.

9

Приложение 1

 

(Текст)

Тяпка – мой симпатичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об ограничениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковой опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между камней, течет ручей с ледяной водой. Тяпка жадно пьет из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, капроновый чулок. Течение, листая размокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрепанные остатки веника.

 

     Кто и зачем принес сюда все это? Ребята, уходя из леса, не забывайте захватить банки от сгущенного молока, консервов, бумажки, целлофановые пакеты. Помните: чтобы размокла, рассыпалась, смешалась с почвой брошенная в лесу газета, нужен как минимум год; с пустой жестяной банкой это происходит за несколько лет; для полиэтиленового пакета потребуется много десятилетий, а осколки разбитой бутылки будут обезображивать нашу прекрасную землю веками. Знайте:  к Земле нужно относиться бережно, заботливо, любовно, одним словом, по-человечески!

10

Таблица 1. Найдите пару

 

Забыв обо всем, мы слушали рассказ  ветерана войны.

Спустя рукава

Часовой стоит на посту, не засыпая ни на минуту.

Сломя голову

11