Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

"Анализируй это!"

19.01.2017

1. Если я попрошу нескольких находящихся в одной комнате человек представить кошку, то результат такого задания будет непредсказуемым. Кто-то вспомнит о своем домашнем любимце, кому-то в голову придет котенок Гав, для некоторых существует только кот Шредингера, а для кого-то образ кота неразрывно связан с Чеширским Котом из «Алисы в стране чудес». Зачем представлять кошку, спросите вы? Этот эксперимент очень точно показывает, что испытывает учитель на уроке литературы. Тридцать учеников, прочитав текст, понимают его по-своему (работает теория неисчерпаемой возможности понимания текста, которая восходит к работам А.А. Потебни).

2. Я люблю, когда ученики задают вопросы, когда активно участвуют в дискуссии. Но такие уроки – большая редкость. Даже если весь класс прочитал нужное произведение к нужному времени, то не каждый ученик готов поделиться своим мнением с одноклассниками. Чаще всего многие стесняются высказать собственную точку зрения, потому что боятся или просто ленятся.

3. Что же делать в такой ситуации? Ведь умение интерпретировать текст – это залог успеха при сдаче итоговой государственной аттестации по русскому языку и литературе (формат это ЕГЭ или ОГЭ не важно). Особое внимание в педагогической мастерской уделяется составлению собственного текста. Это невозможно сделать без погружения в текст – чужое сознание. На мастерской такое погружение в другое, иное сознание: автора, героев, одноклассников становится возможным и является действительно продуктивным. Важно, что при работе в этой технологии акцент делается на внутренние процессы порождения речи. А значит, ученики могут научиться с легкостью определять проблематику текста, находить позицию автора. Но учащимся, особенно в средней школе этот аргумент не кажется убедительным. Для них экзамены – это что-то эфемерное, далекое.

4. Литературная мастерская – не инновационная форма построения урока, но она великолепно подходит под современные стандарты. Я уверена, что такие уроки помогают развивать индивидуальные способности каждого ребенка, найти свое место в этом мире, научить рационально мыслить, принимать правильные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями.

5. В мастерской дети сами добывают знания. Учителю необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, работать вместе с ними на равных. В процессе мастерской не ставятся оценки, отсутствует критика. В мастерской действует один закон: делай так, как считаешь нужным, будь собой, но не забывай, что твоя точка зрения не абсолютная величина, уважай и других выступающих.

6.Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны.
• «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Задания для этого этапа урока нужно подбирать провокационные, неожиданные.
• Работа с материалом (текстом, словами, красками, звуками) – «деконструкция». Учащиеся индивидуально анализируют материал, выдвигают свои идеи.
• «Социализация» - представление всем промежуточного результата своего труда, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Одна из основных частей социализации - «афиширование»: вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем) в классе и ознакомление с ними. Защита проекта, решения, вывода.
• «Разрыв» - кульминация творческого процесса. Здесь учителю необходимо не только подготовить различные творческие задания, надо предусмотреть множество заданий - информации, которая будет предложена учащимся, когда в ней возникает необходимость.
• «Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в ходе работы мастерской.

7. Подготовка к таким урокам сложная и длительная, но результат окупает все временные, интеллектуальные и эмоциональные затраты. Кроме того, мастерская хорошо дополняет традиционные уроки разных типов. Может мотивировать дальнейшее изучение темы или обобщить ее, может создавать проблемную ситуацию на уроке, готовить к сочинению… Главное – адаптировать эту технологию к уровню учеников, к целям, к программе, что сделать нетрудно, т.к. здесь работает лозунг: каждому по потребностям, с каждого по возможностям - даже самый слабый ученик может на своем уровне справиться с любым заданием.

8. Главный плюс этой технологии – мастерская стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения. В ходе мастерской сочетаются учение, общение и творчество. Мастерская обучает творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной форме выражать свои мысли. Минусом технологии литературной мастерской в методической литературе названа потеря собственно образовательного компонента занятия.

9. Чтобы не пропал образовательный компонент занятия, необходимо наполнить педагогическую литературную мастерскую теорией по литературоведению и анализировать текст не только на уроне внешней и внутренней организации, но и на концептуальном уровне. Таким образом ученики научатся не только работать с композицией текста, но и понимать особенности хронотопа произведения, а также уметь определять проблематику, конфликт и эстетический пафос.

10. Не могу пока сказать, что все уроки, проведенные в форме литературной мастерской, получаются безупречно.
Проблемы, с которыми я сталкиваюсь в процессе работы по данной технологии:
• не всегда получается рассмотреть все приготовленные вопросы в рамках одного урока (дети часто увлекаются каким-либо спорным вопросом);
• часто одного урока для того, чтобы провести полноценную мастерскую не хватает, а количество часов литературы каждый год сокращают;
• нельзя предугадать поведение детей, их образ мышления, поэтому приходится готовить и запасной набор вопросов на случай, если понимание проблематики текста учителем и учеником будет различаться.

11. При подготовке мастерских я не стесняюсь обращаться к опыту коллег. Если и вы захотите попробовать воспользоваться данной технологией на уроках литературы, то предлагаю вам познакомиться с работами следующих авторов.

Оставьте комментарий