Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Обо мне

Эссе участника
федерального этапа Всероссийского конкурса
«Учитель года России» 2017 года

Молоканова Людмила Александровна (г. Ставрополь)



В 11 классе встал вопрос о поступлении, и у меня возникло ощущение, что я всегда знала, кем хочу стать. Мне казалось, что я смогу быть хорошим педагогом. Мне хотелось быть честным учителем. Это самая исчерпывающая характеристика. Если открыть словарь живого великорусского языка В.И. Даля, то «честный» – тот, в ком есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда – человек прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять. Это настоящий идеал, к которому должен стремиться каждый.

Каждый из нас, выбирая свой путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые его окружают, влияют на восприятие жизни и чей опыт и умения восхищают. В школе меня окружали прекрасные педагоги, настоящие профессионалы, на которых мне хотелось быть похожей. Какие невероятные, атмосферные уроки литературы умела проводить Лариса Дмитриевна Трунова! Благодаря ей со страниц книг с нами, ее учениками, вели диалог Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.И. Куприн. А сколько синтаксических задач мы решили вместе с Инной Викторовной Пешковой? Именно они заразили меня своим педагогическим примером.

В педагоги идет только тот и побеждает в конкурсах только тот, у кого были хорошие учителя. А как они учили? Они учили не читать, а вчитываться, не слушать, а вслушиваться, не размышлять, а переживать судьбы героев. Л.Н. Толстой воплотил в образе Карла Ивановича образ честного, справедливого и бесконечно преданного своим воспитанникам человека, который не просто преподавал свой предмет, а учил детей вечным истинам, которые на протяжении тысячелетий выработала человечество. Настоящим учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В. Распутина «Уроки французского». В трудные послевоенные годы она пыталась спасти от голода одинокого мальчишку. Именно эти персонажи были и остаются моими героями, ориентирами и примерами для подражания.

После окончания университета я вернулась в свою родную школу, вернулась окрыленная мечтами, с множеством идей и большими амбициями. Я пришла в ту же самую школу, но теперь за плечами у меня был пусть и небольшой, но методический багаж. Но почему-то достичь того самого идеального образа учителя, который сложился в моей 17-летней голове, у меня до сих пор не получается.

Я до сих пор пытаюсь понять, каким должен быть настоящий учитель. Сегодня в школе есть и «училки», и «физруки», и выпускники «Филфака». Но есть и конкурс, в котором принимают участие талантливые коллеги. Стоит отличать фальшивую современность, в которой живет педагогический прах, от мира, где слова «скромность», «интеллигентность», «порядочность» не являются пустым звуком.

В девять лет я прочитала удивительную повесть В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». На ее страницах  учитель представал особенным человеком. «Он был главным затейником, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». Но я столкнулась и с другими учителями – с теми, кого А.С. Грибоедов назвал «числом поболе, ценою подешевле»: Цифиркин, Кутейкин и Вральман из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», француз Бопре из повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Эти педагоги больше беспокоились о собственном благополучии, нежели о том, чтобы воспитывать подрастающее поколение. Невольно вспоминался и чеховский Беликов, отличительной чертой которого была отрешенность, даже отчужденность от жизни: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было».

А.П. Чехов предупреждал, что прошлое не должно давить на человека, иначе он будет стоять на месте. В русском языке есть два вида глаголов: совершенный и несовершенный. У глаголов совершенного вида есть прошлое и будущее, но нет настоящего времени. Если мы будем брать свое прошлое и воспитывать свое будущее – то это будет только совершенный вид. Учитель не может быть совершенным. Победа в конкурсе «Учитель года» – это только путь к совершенству, это попытка стать лучше и всем рассказать о полученном опыте. Поэтому учитель должен осознавать себя в несовершенном виде, в несовершённом (вот она – сила буквы «ё», сохраненная школьными учителями). Он должен быть настоящим и в настоящем. Если учитель полагает, что все уже сделано, всему он научился, то это предвестие «педагогического пепла». Учитель всегда и всему учится, ежедневно узнаёт что-то новое, делится своими открытиями с окружающими и каждый день делать выбор.

В одной из главных Книг Человечества, в которой собраны извечные этические устои и жизненные ценности, упоминается о том, что будучи в пустыне на пути в Землю Обетованную, израильтянам пришлось воевать с амаликитянами. Моисей поднялся на вершину холма, чтобы оттуда наблюдать за сражением. Пока он держал свои руки поднятыми, побеждали израильтяне. Но когда от усталости руки опускались, противник теснил их. Поэтому до конца сражения Моисей держал руки поднятыми. Всех, кто «опускает руки» (метафорически – впадает в уныние, устаёт сопротивляться натиску неприятностей), ждёт поражение. У учителя не должны опускаться руки, ибо тогда мы проиграем, потому что наши ученики пойдут по неверному пути.

Чего же я не учла? Почему не совмещаются оттенки в мозаике? И в момент размышлений явственно проступила мысль об  учениках. Часто учителя отмечают и замечают – надо любить учеников. Но, по меткому замечанию М. Горького, «любить детей — это и курица умеет». А вот уметь воспитывать их — это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни. Схиархимандрит Иоанн писал, что «воспитывать человека — значит определять судьбу нации». От личностных качеств учителя и от того, как он  творит в своей работе воспитание, зависит, поймут ли учащиеся не только значение, но и его глубинный смысл, усвоят ли его, будут ли им руководствоваться в своей жизни, направят ли свою деятельность на служение во благо родине, станут ли действительно патриотами Отечества.

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. В чем его величие?» На мой взгляд, величие учителя в его учениках. У Аристотеля не было под рукой компьютера и электронной библиотеки, однако его ученик Александр Македонский как-то сказал: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие».  А как мои ученики будут меня представлять и вспоминать? Какой образ учителя у них сформирован после встречи со мной? Хочется верить, что мои ученики будут счастливыми людьми, то есть будут «с частью» – частью чего-то хорошего и светлого, частью большого единства, частью высшей правды, будут прямыми, правдивыми, благородными, неуклонными по совести своей и долгу людьми.  И именно это поведет их за собой, станет тем внутренним стержнем, без которого личность просто разрушается.