Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:

Учителям

Конспекты уроков
В данном разделе представлены авторские конспекты уроков по русскому языку и литературе.
  Цели урока:  
•    Обучающие –  познакомить учащихся  с  героями романа; расширить представление учащихся о героях романа.
•    Развивающие – сформировать умения в монологической форме выражать  свою точку зрения, решать проблемную ситуацию; развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
•    Воспитательные – воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.
Цели урока: подготовить учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г. Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, сформировать умения осуществлять сопоставительный анализ очерка с кинематографическим материалом, сходным по тематике.
Цели урока: подготовить учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г. Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, сформировать умения осуществлять сопоставительный анализ очерка с кинематографическим материалом, сходным по тематике.
Цель урока: проследить особенности взаимоотношений человека и мира.
Цели: обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте.
Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

Цель: систематизация знаний о рассказе В. Распутина «Уроки французского».
Цель: систематизация знаний о рассказе В. Распутина «Уроки французского».
Цель: осознание значимости семьи как основы общества на примере произведений древнерусской литературы.
Цель: осознание значимости семьи как основы общества на примере произведений древнерусской литературы.
Цель: осознание значимости семьи как основы общества на примере произведений древнерусской литературы.
Цели урока: формирование представлений об основных композиционных элементах рассказа.
Цели урока: формирование представлений об основных композиционных элементах рассказа.
Цели урока: обобщить представления учащихся о правописании букв И/Е в корнях с чередованием.
Цели урока: обобщить представления учащихся о правописании букв И/Е в корнях с чередованием.
Цели: формирование представлений о речевом этикете.
Цели: формирование представлений о речевом этикете.
Цели урока: раскрыть основные солженицынские представления о порядочности, честности, справедливости, лжи, обмане, государстве и т.д.
1.
Литература, 10 класс, "От преступления к наказанию" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
  Цели урока:  
•    Обучающие –  познакомить учащихся  с  героями романа; расширить представление учащихся о героях романа.
•    Развивающие – сформировать умения в монологической форме выражать  свою точку зрения, решать проблемную ситуацию; развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
•    Воспитательные – воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.
2.
Литература, 8 класс, "Создан ли человек для счастья?"
Цели урока: подготовить учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г. Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, сформировать умения осуществлять сопоставительный анализ очерка с кинематографическим материалом, сходным по тематике.
3.
Литературная мастерская по повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат"
Цель урока: проследить особенности взаимоотношений человека и мира.
4.
Русский язык, 7 класс, "Деепричастие", ФГОСы
Цели: обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте.
5.
Русский язык, 11 класс, Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по исходному тексту (ФГОСы)
Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

6.
Литература, 7 класс, "Вот это да, учительница называется"
Цель: систематизация знаний о рассказе В. Распутина «Уроки французского».
7.
Литература, 8 класс, "Семья - это бесценный дар"
Цель: осознание значимости семьи как основы общества на примере произведений древнерусской литературы.
8.
Русский язык, 6 класс, "Композиция рассказа"
Цели урока: формирование представлений об основных композиционных элементах рассказа.
9.
Русский язык, 5 класс, "Правописание корней с чередованием Е//И"
Цели урока: обобщить представления учащихся о правописании букв И/Е в корнях с чередованием.
10.
Русский язык, 8 класс, "Речевой этикет"
Цели: формирование представлений о речевом этикете.
11.
Литература, 11 класс, "Жизнь и творчество А.И. Солженицына"
Цели урока: раскрыть основные солженицынские представления о порядочности, честности, справедливости, лжи, обмане, государстве и т.д.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Презентация по орфоэпии поможет ученикам вспомнить основные понятия данного раздела раздела лингвистики, также подготовиться к выполнению задания №4 (ЕГЭ).
Презентация по средствам художественной выразительности поможет ученикам вспомнить основные тропы и фигуры речи, а также подготовиться к выполнению задания №24 (ЕГЭ).
Презентация по лексике поможет ученикам вспомнить основные понятия данного раздела, а также подготовиться к выполнению задания №22 (ЕГЭ) "Синонимы. Антонимы. Фразеологические обороты".
Данная презентация поможет ученикам вспомнить основные способы сжатия текста, а также подготовиться к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ.
Когда теория отскакивает от зубов, самое время перейти от слов к делу. В презентации собраны задания, взятые из базы ФИПИ, для отработки практических навыков по следующим темам:
  • ана­лиз средств выразительности (задание №3);
  • синонимы, фра­зео­ло­ги­че­ские обороты (задание №6);
  • словосочетание (задание №7).
Презентация по правописанию суффиксов различных частей речи поможет ученикам вспомнить основные правила, связанные с данной морфемой, также подготовиться к выполнению задания №5 (ОГЭ).
Презентация поможет ученикам вспомнить основные понятия, связанные с употреблением частиц Не и НИ, а также подготовиться к выполнению задания №12 (ЕГЭ).
Данная презентация поможет ученикам вспомнить композиционные особенности сочинения-рассуждения, а также подготовиться к написанию сочинения в формате ОГЭ.
Презентация поможет ученикам вспомнить синтаксический разбор предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого, а также подготовиться к выполнению задания №8 в формате ОГЭ.
Презентация поможет ученикам вспомнить композиционные особенности сочинения-рассуждения, научиться правильно объяснять значение высказывания на лингвистическую тему, а также подготовиться к написанию сочинения (часть 15.1) в формате ОГЭ.
1.
ЕГЭ. Орфоэпические нормы русского языка
Презентация по орфоэпии поможет ученикам вспомнить основные понятия данного раздела раздела лингвистики, также подготовиться к выполнению задания №4 (ЕГЭ).
2.
ЕГЭ. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики
Презентация по средствам художественной выразительности поможет ученикам вспомнить основные тропы и фигуры речи, а также подготовиться к выполнению задания №24 (ЕГЭ).
3.
ЕГЭ. Синонимы. Антонимы. Фразеологические обороты
Презентация по лексике поможет ученикам вспомнить основные понятия данного раздела, а также подготовиться к выполнению задания №22 (ЕГЭ) "Синонимы. Антонимы. Фразеологические обороты".
4.
ОГЭ. Способы сжатия текста
Данная презентация поможет ученикам вспомнить основные способы сжатия текста, а также подготовиться к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ.
5.
ОГЭ. Практикум для подготовки к экзамену
Когда теория отскакивает от зубов, самое время перейти от слов к делу. В презентации собраны задания, взятые из базы ФИПИ, для отработки практических навыков по следующим темам:
  • ана­лиз средств выразительности (задание №3);
  • синонимы, фра­зео­ло­ги­че­ские обороты (задание №6);
  • словосочетание (задание №7).
6.
ОГЭ. Пра­во­пи­са­ние суффиксов раз­лич­ных частей речи
Презентация по правописанию суффиксов различных частей речи поможет ученикам вспомнить основные правила, связанные с данной морфемой, также подготовиться к выполнению задания №5 (ОГЭ).
7.
ОГЭ. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
Презентация поможет ученикам вспомнить основные понятия, связанные с употреблением частиц Не и НИ, а также подготовиться к выполнению задания №12 (ЕГЭ).
8.
ОГЭ. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Данная презентация поможет ученикам вспомнить композиционные особенности сочинения-рассуждения, а также подготовиться к написанию сочинения в формате ОГЭ.
9.
ОГЭ. Основа предложения
Презентация поможет ученикам вспомнить синтаксический разбор предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого, а также подготовиться к выполнению задания №8 в формате ОГЭ.
10.
ОГЭ. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения, часть 15.1
Презентация поможет ученикам вспомнить композиционные особенности сочинения-рассуждения, научиться правильно объяснять значение высказывания на лингвистическую тему, а также подготовиться к написанию сочинения (часть 15.1) в формате ОГЭ.
Авторские курсы и программы
Представленные в разделе программы, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеют как тематическое, так и временное согласование с учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит учащимся изучить выбранный предмет на профильном и/или углубленном уровне.
Основные цели курса:
    познакомить учащихся с основными сведениями о свойствах текста, с основными категориями лингвистики текста;
    развить в учащихся способность к новому для них типу анализа текста — лингвистическому;
    научить работе с разными видами текстами и особенностям анализа лингвистического содержания;
    познакомить с эстетической красотой изначально неразличимых форм текстового пространства.
Зачет по курсу ЛАХТ выставляется по рейтинговой системе.
Рейтинг предполагает два промежуточных и один итоговый зачет (по результатам промежуточных).
Цель курса «Культура русской речи» представляется в подаче необходимых знаний учащимся о русской речи, ее богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации; знакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; изложении основы ораторского искусства, формировании навыков повседневного и делового общения.
Предлагаемый курс метапоэтики опирается на современные актуальные проблемы изучения художественного творчества — изучение первооснов создания художественного произведения с опорой на авторское самоописание. Предлагаемая теория метапоэтики опирается на концепцию, разрабатываемую в Ставропольском государственном университете (автор и  научный руководитель — доктор филологических наук профессор К.Э. Штайн). Это, в свою очередь, обусловливает региональный компонент предлагаемого исследования.
Основные цели научно-исследовательской работы школьника видятся в следующем:
—    познакомить учащихся с основными категориями и методами научного знания, дать представления о научной картине мира;
—    развить в учащихся способности к научно-аналитическому типу мышления;
—    научить основным этапам научного исследования, при-вить навыки вузовской работы;
—    познакомить учащихся с научной деятельностью, привить любовь и уважение к научной работе.
1.
11 класс Программа элективного курса АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Основные цели курса:
    познакомить учащихся с основными сведениями о свойствах текста, с основными категориями лингвистики текста;
    развить в учащихся способность к новому для них типу анализа текста — лингвистическому;
    научить работе с разными видами текстами и особенностям анализа лингвистического содержания;
    познакомить с эстетической красотой изначально неразличимых форм текстового пространства.
2.
11 класс Критерии зачета ЛАХТ
Зачет по курсу ЛАХТ выставляется по рейтинговой системе.
Рейтинг предполагает два промежуточных и один итоговый зачет (по результатам промежуточных).
3.
10 класс Программа элективного курса ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Цель курса «Культура русской речи» представляется в подаче необходимых знаний учащимся о русской речи, ее богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации; знакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; изложении основы ораторского искусства, формировании навыков повседневного и делового общения.
4.
10 класс Программа элективного курса РУССКАЯ МЕТАПОЭТИКА
Предлагаемый курс метапоэтики опирается на современные актуальные проблемы изучения художественного творчества — изучение первооснов создания художественного произведения с опорой на авторское самоописание. Предлагаемая теория метапоэтики опирается на концепцию, разрабатываемую в Ставропольском государственном университете (автор и  научный руководитель — доктор филологических наук профессор К.Э. Штайн). Это, в свою очередь, обусловливает региональный компонент предлагаемого исследования.
5.
Программа курса ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ
Основные цели научно-исследовательской работы школьника видятся в следующем:
—    познакомить учащихся с основными категориями и методами научного знания, дать представления о научной картине мира;
—    развить в учащихся способности к научно-аналитическому типу мышления;
—    научить основным этапам научного исследования, при-вить навыки вузовской работы;
—    познакомить учащихся с научной деятельностью, привить любовь и уважение к научной работе.
Методическая копилка
Этот раздел создан с целью оказания практической методической помощи в написании дополнительных общеобразовательных программ, инновационных и социально-значимых проектов, а также с целью обмена опытом.
Уроки в формате литературной мастерской помогают развивать индивидуальные способности каждого ребенка, научить рационально мыслить, принимать правильные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями. Предлагаю вам познакомиться с моим опытом работы с этой технологией.
Структурообразующими составляющими программы А.Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 8 класса это «Литература и традиция», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия  и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.    
Концептуальная основа программы А.Г. Кутузова – изучение произведений искусства в формах самого искусства, поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса составлена в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования. Программу характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ.
1.
"Анализируй это!" (опыт создания урока в форме литературной мастерской)
Уроки в формате литературной мастерской помогают развивать индивидуальные способности каждого ребенка, научить рационально мыслить, принимать правильные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями. Предлагаю вам познакомиться с моим опытом работы с этой технологией.
2.
КТП, литература, 8 класс, А.Г. Кутузов
Структурообразующими составляющими программы А.Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 8 класса это «Литература и традиция», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия  и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.    
3.
КТП, литература, 7 класс, А.Г. Кутузов
Концептуальная основа программы А.Г. Кутузова – изучение произведений искусства в формах самого искусства, поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания.
4.
КТП, русский язык, ФГОС, 5 класс, Л.М. Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса составлена в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования. Программу характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
5.
КТП, литература, 5 класс, ФГОС, Г.С. Меркин
Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ.
В помощь на уроках
Материалы данного раздела  помогут разнообразить уроки и повысить интерес учащихся к изучаемому материалу.
Центр интеллектуальных и творческих состязаний "Мир конкурсов" с 2007 года является одним из лидеров в сфере организации и проведения дистанционных интеллектуальных и творческих состязаний на территории России и стран ближнего зарубежья.
"Типы речи" - базовая тема, без которой ученику будет трудно писать сочинения и готовиться к экзаменам. Часто в учебниках бывает недостаточно текстов для отработки этой темы, поэтому я предлагаю вашему вниманию несколько текстов-тренажеров, а также теоретический материал.
В начале и в конце года учителя часто ломают голову над тем, какую самостоятельную работу провести, чтобы определить уровень грамотности учащихся. Предлагаю интересную альтернативу проверочным работам в виде фразы-диктанта. В одном предложении представлены несколько видов орфограмм и пунктограмм.
1.
Мир конкурсов
Центр интеллектуальных и творческих состязаний "Мир конкурсов" с 2007 года является одним из лидеров в сфере организации и проведения дистанционных интеллектуальных и творческих состязаний на территории России и стран ближнего зарубежья.
2.
Типы речи
"Типы речи" - базовая тема, без которой ученику будет трудно писать сочинения и готовиться к экзаменам. Часто в учебниках бывает недостаточно текстов для отработки этой темы, поэтому я предлагаю вашему вниманию несколько текстов-тренажеров, а также теоретический материал.
3.
Проверка правописания
В начале и в конце года учителя часто ломают голову над тем, какую самостоятельную работу провести, чтобы определить уровень грамотности учащихся. Предлагаю интересную альтернативу проверочным работам в виде фразы-диктанта. В одном предложении представлены несколько видов орфограмм и пунктограмм.
Внеклассные мероприятия
Материалы, размещенные в данном разделе, представляют собой авторские разработки внеклассных мероприятий, которые будут интересны и учителям, и ученикам.
Спортивно-интеллектуальная игра "Там, на неведомых дорожках..." разработана в форме веревочного курса.
Цели игры: закрепить полученную информацию об уровнях современного русского языка, полученных на уроке; научить использовать полученные знания в различных ситуациях.
Спортивно-интеллектуальная игра "Там, на неведомых дорожках..." разработана в форме веревочного курса.
Цели игры: закрепить полученную информацию об уровнях современного русского языка, полученных на уроке; научить использовать полученные знания в различных ситуациях.
На классном часе "Прогулки по Ставрополю" можно не только поговорить о родном городе, но и воспитать чувство гордости за свою малую родину, привить любовь к предмету, литературе, русскому слову, развить чувство патриотизма, обогатить речь.
1.
Интеллектуально-спортивная игра "Там, на неведомых дорожках..."
Спортивно-интеллектуальная игра "Там, на неведомых дорожках..." разработана в форме веревочного курса.
Цели игры: закрепить полученную информацию об уровнях современного русского языка, полученных на уроке; научить использовать полученные знания в различных ситуациях.
2.
Внеклассный час "Прогулки по Ставрополю"
На классном часе "Прогулки по Ставрополю" можно не только поговорить о родном городе, но и воспитать чувство гордости за свою малую родину, привить любовь к предмету, литературе, русскому слову, развить чувство патриотизма, обогатить речь.